понедельник, 22 октября 2018 г.

Древнее витэ и диаблери

В свое время мы с одним знакомым сторителлером долго спорили о диаблери, жажде старца и прочих преступных и вкусных вещах. Своими аргументами по этому поводу я готов поделиться и с вами.


Начнем с причин, по которым вампир может возжелать испить древней вампирской крови. Именно крови, а не души - о диаблери будет позже. Пить витэ вампира, который еще не-жив или может быть не-жив - это добровольно сажать себя на узы крови. Как вампиры, вечные параноики, могут на такое согласиться?

Во-первых, оно попросту безумно вкусное, а среди вампиров (внезапно!) бывают ценители вкуса. Кровь человека вкуснее крови животного, а витэ вампира вкуснее человеческой крови. Ну а если это витэ еще и с многовековой выдержкой, да еще и принадлежало могущественному старейшине... Сами понимаете, это редкостный деликатес.

Многие из вампиров Шабаша догадываются, что винкулум дает защиту от уз крови - такие каиниты могут пить чужое витэ, ничего не опасаясь. У камарильцев с этим хуже, но они могут поискать древнее витэ у торговцев с безупречной деловой репутацией, чтобы быть уверенными, что источник витэ давно окончательно мертв и угроза уз крови отсутствует. Как вы знаете из ревайзнутого кланбука Вентру, в Камарилье есть свои «кровавые сомелье», которые за определенную плату предоставят клиенту именно ту кровь, которую он пожелает.

Однако тут возможны сюрпризы. Помните, как в 1998 г. нью-йоркские Сетиты стали торговать «кровью мафусаила» и шабашитские гурманы принялись ее покупать и пить? Так вот, это витэ Сетитам поставили камарильцы, и было оно жутко радиоактивное, что позволило потом с помощью дозиметра находить и зачищать шабашитские хэвены. Так что вампиру-гурману следует искать торговцев именно с безупречной деловой репутацией.

Во-вторых, витэ старейшин делает гурмана сильнее. В ревайзде нет для этого механики (есть только упоминание того, что Фатиме в качестве антидота от яда, разъедающего вампирскую плоть, давали древнюю кровь), так что обратимся к первой и второй редакциям.

В первой редакции персонажам удается испить витэ вампира 4 поколения. Мельчайшая капля этого витэ восстанавливает 1 пункт крови. Если сделать целый глоток, то восстанавливается бладпул целиком, кроме того гурман получает +1 к своей наиболее развитой Дисциплине (если Дисциплина уже достигла уровня 5, то +1 к следующей по раскачке). Этот бонус сохраняется, пока бладпул гурмана не упадет ниже 4 пунктов крови.

Если же гурман сделает 3 глотка этого витэ, то его прямо переполняет энергией и он должен сделать бросок храбрости по сложности 7, чтобы самому не испугаться такой силы внутри себя (но в любом случае теряет 1 точку человечности). Он получает три бонуса по +1 к Дисциплинам, а его бладпул немедленно увеличивается до 15 пунктов крови независимо от поколения. Каждые сутки, тратя пункт крови на пробуждение, гурман будет также терять один из этих дополнительных пунктов свыше дозволенных поколением.

Во второй редакции описана мощь витэ вампиров 4 и 3 поколений, но там все иначе. Прежде всего, могущественное витэ пьется и усваивается по 1 пункту в ход, т. е. схватить флакон и выпить залпом не получится (вернее, получится - но гурман сможет использовать только 1 пункт). В отношении каждого выпиваемого пункта крови гурман вправе решить, хочет ли он использовать этот пункт для усиления или потратить его на исцеление ран. Пункт витэ 4 поколения лечит 1 уровень бэшинга/летала, 3 поколения - 2 уровня бэшинга/летала.

Что касается лечения аггравы, то там 1 уровень за 1 пункт крови, причем раз в сутки. Отхлебнул из флакона, отлечил 1 агграву - жди 24 часа. Если попробуешь повторить раньше - получаешь 1 агграву.

Если же гурман решает потратить выпитое витэ для усиления, то пункт витэ 4 поколения дает +2 к одному из физических атрибутов до конца сцены, 3 поколения - дает +3.

Если гурман не хочет ни лечиться, ни усиливаться, то выпитое витэ смешивается с его собственным и теряет свою силу.

Таким образом, правила первой редакции превращают могущественное витэ в долговременный бафф, а по второй редакции пузырек с древней кровушкой нужно держать при себе, чтобы экстренно баффнуться/подлечиться при необходимости.

Могущественное витэ должно соответствующим образом храниться, чтобы не утратить свою силу. Для этого можно использовать магические сосуды, созданные тауматургическими ритуалами Preserve Blood и Sanguineous Phial, или сосуды из стекла, которые ранее ни для чего не использовались, были промыты дождевой водой, а после наливания в них витэ - герметично укупорены. Независимо от того, магический это сосуд или нет, после открывания витэ начинает стремительно портиться и секунд за 5 приходит в негодность.

Я уже вижу, как многочисленные манчкины напряглись и строят планы по заготовке баффающих бутыльков для себя и союзников силами одного тауматурга с Путем крови 3. Вынужден вас огорчить. Вторая редакция просто говорит, что витэ становится могущественным внутри тела тауматурга, третья еще и уточняет, что временное поколение не дает плюшек ни при диаблери, ни при становлении. Напрашивается вывод, что витэ, усиленное Путем крови, теряет силу сразу на выходе из вампирской тушки, так что разливать его по банкам глупо.

Кроме того, хочу напомнить, что хоть витэ в специальных сосудах сохраняет силу, этой силы хватит для питания и усиления, но не для создания чайлда. Нельзя найти флакон с могущественным витэ, влить его в рот мертвецу и обратить его в вампира. Ревайзнутый сторителлерский хэндбук в этом отношении категоричен: для становления нужно лить витэ непосредственно из вампира в мертвеца безо всяких промежуточных флаконов.
Единственные, кто могли обойти это ограничение - вампирские патриархи. Но на то они и патриархи, что им законы не писаны.
А еще вампирские чародеи нарушали это правило, по крайней мере ассамитские - уж точно. Но это, опять же, узаконенное читерство - чародейство в Мире тьмы много чего может, что в норме не срабатывает.

В-третьих, вампир может страдать от так называемой жажды старца, т. е. его попросту не насыщает кровь смертных - он может питаться только витэ других вампиров. Впрочем, не обязательно для этого даже быть старцем - даже молодой вампир может получить витэзависимость, например, в результате психоза.

И что же делать такому зависимому, если он не шабашит? Ну он может, например, обратиться к тем же «кровавым сомелье» или даже просто попросить знакомых сородичей нацедить кровушки - в конце концов, первые и вторые узы крови не слишком мешают жить. Можно ведь попросту не пить из одного вампира больше двух раз подряд, так?

Так-то оно так, но вампиры по природе своей параноики, поэтому даже первые узы без веской необходимости - это слишком много. Следовательно, после питья крови вампира-донора нужно убивать. А если все равно убивать, то почему бы и не выпить до конца?

Ну а теперь переходим к самому вкусному - к диаблери.

Первое, что нужно понять: диаблери (оно же амарант) - это не просто выпивание крови, это выпивание души. Душа вампира однозначно находится в его сердце - пятая точка средневекового Серпентиса позволяет, среди прочего, спрятать свое сердце в безопасном месте и тем самым защититься от диаблери (примечательно, что при переходе от DA к ревайзду Серпентис перестал от него защищать - видимо, Сетиты растеряли свои знания).

Поэтому мало просто выпить кровь вампира, нужно извлечь душу. Для этого диаблерист сперва опустошает весь бладпул жертвы, а затем начинает сжимать ее тело, выдавливая последние заветные капли - ту самую «кровь сердца». Диаблерист бросает силу по сложности 9, каждый успех лишает жертву 1 уровня здоровья. Когда здоровье жертвы падает до 0, она умирает окончательной смертью, а ее душа достается диаблеристу.

Хоть жертва и сама является вампиром, она, тем не менее, может словить экстаз от клыков диаблериста, если не прокинет самоконтроль по сложности 8, - и тогда не сможет сопротивляться.

Ничто не мешает диаблеристам накидываться на жертву группой, но душа у жертвы одна, так что и воспользоваться преимуществами диаблери удастся только одному. Обойти это ограничение мог бы позволить ритуал Горькой розы, но это, к счастью, тайна клана Тремер за семью печатями.

Что именно даст выпитая душа, зависит от редакции.

1 редакция: если поколение жертвы ниже поколения диаблериста, то поколение диаблериста снижается на 1. Плюс есть оговорка о том, что душа особо могущественных старейшин дает временный доступ к Дисциплинам выпитого. Из негативных последствий - нужно сделать бросок на деградацию.

2 редакция отличилась аж двумя механиками для последствий диаблери: одна приведена в двухтомнике Diablerie, вторая - в Dirty Secrets of the Black Hand.

В DSotBH диаблерист также снижает поколение на 1 при выпивании более могущественной души. Кроме того, диаблерист может получить доступ к воспоминаниям и познаниям (Knowledges) жертвы. Делается бросок интеллекта+эмпатии (Intelligence + Empathy) по сложности 8. При получении 5 успехов диаблерист обретает воспоминания жертвы целиком, если успехов меньше - воспоминания будут фрагментарны. В любом случае они сотрутся из памяти за несколько ночей (1 за каждый успех).

Кроме того, на это же число ночей диаблерист получает клановую слабость жертвы (если жертва была из того же клана, то клановая слабость диаблериста ухудшается).

Жертва диаблери делает бросок силы воли по сложности 8, в случае успеха фрагмент ее души выживает внутри диаблериста (сила воли фрагмента равна числу успехов на броске) и дает черные прожилки внутри его ауры. Если бросок неудачен, то душа жертвы растворяется внутри диаблериста, оставляя лишь прожилки. В случае ботча даже прожилок не будет.

Фрагмент души может превратить не-жизнь диаблериста в ад. Время от времени (по решению рассказчика) фрагмент души делает бросок своей силы воли по сложности, равной временной силе воли диаблериста, и в случае успеха может управлять телом (чем больше успехов, тем сильнее контроль), включая побуждение к самоубийству. Но обычно фрагменты душ предпочитают руками диаблериста разрушить все ценное в его не-жизни и лишь потом обречь его на окончательную смерть. И да, фрагменты разных выпитых душ могут объединяться, складывая свою силу воли в единый дайспул.

В Diablerie уточняется, что во время выдавливания крови сердца диаблерист чувствует, как его мертвое тело переполняется жизненной силой. Пока диаблерист иссушает бладпул жертвы, он чувствует опьяняющую эйфорию, но когда пошла кровь сердца - это неземные ощущения.

Если поколение жертвы ниже поколения диаблериста, то поколение диаблериста снижается как минимум на 1. Но даже высокое поколение не гарантирует защиту от диаблери, ведь многие диаблеристы охотятся не за поколением, а за ощущениями.

Диаблерист должен сделать бросок самоконтроля по сложности (12-поколение жертвы) и в случае неудачи впадает в безумие - настолько это сильный экстаз. В случае ботча диаблерист получает психоз, потому что пережитые ощущения потрясли его рассудок, поселив в нем страх.
Затем диаблерист делает еще один бросок самоконтроля по сложности 7 и в случае неудачи получает впридачу еще и манию величия.

А вот жертва после иссушения бладпула оказывается парализованной и чувствует лишь всепоглощающий ужас. Если вампир хочет добровольно прервать свою не-жизнь, то скорее выберет сожжение, чем диаблери. Если жертву успевают спасти, то она делает бросок храбрости по сложности (4 + количество отнятых диаблеристов уровней здоровья) и в случае неудачи получает психоз (в случае ботча - два психоза).

Диаблери меняет диаблериста, и тауматург со способностью Вкус крови (A Taste of Blood) способен его опознать. Кроме того, в ауре диаблериста появляются черные прожилки, которые видны для Прорицания (Auspex) и сразу скажут сведущему вампиру о том, кто перед ним.
Кроме того, при приближении к диаблеристу другие вампиры испытывают ощущение неестественности. Делается бросок человечности по сложности, равной ((число месяцев с момента диаблери)/3)*(поколение жертвы)-(число диаблери за последние 12 месяцев) (с округлением вверх), в случае успеха вампир ощущает исходящую от диаблериста неправильность.

Если поколение жертвы было ниже, чем поколение диаблериста, то вкус крови меняется навсегда. В противном случае вкус крови возвращается в норму через (40 - поколение жертвы) недель. Столько же времени сохраняются прожилки в ауре.

Ну и бросок на деградацию, само собой.

В revised механика снова одна, без альтернативных вариантов.

Вампир, который совершает диаблери, крайне уязвим для атак. Он полностью сконцентрирован на борьбе с душой жертвы, так если он остановится хотя бы на секунду, то потеряет шанс поймать ее. Все атаки, которые совершаются против вампира, который совершает диаблери, имеют сложность 2.
Удачно выпив душу, диаблерист впадает в состояние полной эйфории и должен сделать бросок самоконтроля по сложности (10-человечность), иначе впадает в безумие от экстаза.

Если поколение жертвы ниже поколения диаблериста, то поколение диаблериста снижается как минимум на 1. Если жертва была намного могущественнее, чем диаблерист, то рассказчик может решить, что поколение убийцы понизилось более чем на 1.
Кроме того, поглотив витэ старейшины, диаблерист может временно увеличить значение своих Дисциплин (на 1, 2 или даже больше точек). Увеличение Дисциплин таким образом действует до конца сцены, если только рассказчик не решит иначе.

Прожилки в ауре остаются на количество лет, равное разнице поколений между жертвой и диаблеристом (минимум один год, даже если у жертвы было более высокое поколение). Кроме того, тауматург с Путем крови может определить диаблери даже спустя века после этого преступления.

Даже те, кто не имеет особых способностей, начинают чувствовать что-то «нечистое» в диаблеристе. За каждое поколение разницы между ним и жертвой, диаблерист в течение месяца испускает «волны», которые заставляют более чувствительных сородичей чувствовать себя не очень хорошо в его близи. Такой сородич может даже не знать, что совершил диаблерист, но будет чувствовать себя не очень удобно рядом с ним. Игрок, с чьим персонажем в контакт вступает диаблерист, может сделать бросок восприятия по сложности (12–человечность), чтобы заметить, что с диаблеристом «что-то не так». Последователи путей просветления обычно не замечают это непривычное чувство, так как их эмоции больше не настроены подобным образом. Рассказчик является последней инстанцией в этом вопросе.

Возможность захвата тела диаблериста душой жертвы - по решению рассказчика.

Для вампиров, следующих пути человечности, диаблери - это хуже убийства. Человечность диаблериста сразу же снижается на 1. При особо жестоком нападении на жертву рассказчик может потребовать броска сознательности по сложности 8. Неудача будет означать потерю еще 1 пункта человечности, при ботче можно потерять еще больше.

Кроме того, ревайзнутая редакция (а именно Sins of the Blood) ввела правила по диаблери над упырями (wights - вампирами, полностью подчинившимися Зверю). Диаблеризировать упыря – рискованное дело. Диаблерист не только теряет человечность, как обычно, но и делает немедленный бросок на безумие по сложности 8, а потом его несколько месяцев мучают кошмары. Хотя такое диаблери по-прежнему приносит удовольствие, понизить поколение не так-то просто. Если упырь ниже поколением, чем диаблерист, то диаблерист делает бросок силы воли по сложности 7. В случае успеха диаблерист понижает поколение и получает психоз по выбору рассказчика (рекомендуем что-то звериное).

V20: базовая механика полностью аналогична таковой в revised, а Guide to the Tal'Mahe'Ra расширяет ее, вводя новые правила.

Экстаз от испивания души наступает автоматически, без броска. В этом состоянии диаблерист не реагирует ни на какие внешние стимулы, пока не будут выполнены все нижеуказанные расчеты.
Самоконтроль по-прежнему бросают, но, т. к. экстаз уже наступил, это определяет пристрастие к диаблери. Если бросок провален, персонаж получает недостаток «Зависимость от диаблери». Теперь при появлении возможности совершить диаблери вампир должен сделать бросок самоконтроля/инстинктов по сложности 6, а в случае неудачи впадает в безумие, набрасывается на жертву и пытается выпить всю кровь.

Если поколение жертвы ниже поколения диаблериста, то поколение диаблериста сразу же снижается на 1. Если разница поколений составляет более 1, то за каждое поколение разницы сверх первого диаблерист делает бросок выносливости по сложности 9 столько раз, сколько поколений между диаблеристом и жертвой. Каждый успешный бросок - снижение поколения еще на 1.

Затем суммируют точки Дисциплин, игнорируя кровавое чародейство (Тауматургию, Некромантию, Колдовство и т. д.) и Дисциплины, значение которых у диаблериста выше, чем у жертвы, а также точки, которые недоступны диаблеристу из-за предела его нового поколения. Затем из точек жертвы вычитают точки диаблериста и делят полученное значение пополам (с округлением вниз). Это число равно количеству точек, которые получит диаблерист, - эти точки он может потратить на Дисциплины, которыми владела жертва, включая неклановые (но дальнейшая их прокачка идет по неклановой цене).

Пример: вампир 8 поколения (Стремительность 3, Стойкость 5, Могущество 4, Тауматургия 3) совершил диаблери над вампиром 6 поколения (Стремительность 5, Стойкость 3, Могущество 5, Тауматургия 7). Тауматургия не считается, а Стойкость у диаблериста выше, поэтому учитываются только Стремительность и Могущество. Разница между точками жертвы и диаблериста составляет 3, ее делят пополам с округлением вниз - диаблерист получает 1 точку на Дисциплины.

Ну а затем начинается самое веселое - подсчет негативных последствий (аура диаблериста чернеет независимо от результатов бросков).

Жертва и диаблерист делают серию бросков силы воли. Сложность для жертвы = постоянная сила воли диаблериста - число поколений, которые он себе понизил (не ниже 4). Сложность для диаблериста = постоянная сила воли жертвы + число поколений, которые он себе понизил (не выше 9). Ботч на броске означает успех в кассу оппонента. Первый, кто наберет число успехов, равное постоянной силе воли оппонента, побеждает. Независимо от результата броска диаблерист уменьшает свою временную силу воли на величину временной силы воли жертвы (не ниже 1 пункта).

Если побеждает диаблерист, состояние эйфории прекращается. Если путь просветления вампира не допускает диаблери, необходим бросок на деградацию (сложность определяет рассказчик), если только диаблери не оправдано обстоятельствами и мотивами.

Если побеждает жертва, ее душа захватывает тело диаблериста. Дальнейшее зависит от того, насколько диаблерист понизил свое поколение
Если диаблерист понизил поколение только на 1, то его натура, а также сверхъестественные достоинства и недостатки заменяются таковыми от жертвы. Кроме того, диаблерист получает один новый постоянный психоз.
Если диаблерист понизил поколение на 2, то его натура, а также сверхъестественные достоинства и недостатки заменяются таковыми от жертвы. Кроме того, он получает половину воспоминаний жертвы и постоянный психоз «Раздвоение личности». Вторая личность обладает маской, ментальными достоинствами и недостатками, силой воли, моралью, добродетелями, путями и ритуалами кровавого чародейства, способностями (Abilities), харизмой, манипулированием и ментальными атрибутами жертвы. У диаблериста остаются провалы в памяти относительно тех моментов, когда личность жертвы перехватывает контроль над телом.
Если диаблерист понизил поколение на 3, то его натура, а также сверхъестественные достоинства и недостатки заменяются таковыми от жертвы + он получает раздвоение личности. Кроме того, личность диаблериста получает недостаток «Амнезия» и не помнит себя до того момента, как закончилась эйфория (он сохраняет опыт и известные ему сведения, но не помнит, как их получил). Рассказчик назначает диаблеристу новую маску. Если диаблерист шел путями просветления, то оказывается на пути человечности и заново определяет свои добродетели и силу воли (ему дают по 1 точке в 3 добродетелях и 7 точек, чтобы распределить между ними; человечность = сознательность + самоконтроль; сила воли = храбрость).
Если диаблерист понизил свое поколение на 3 и более, жертва может решить заполучить дополнения (Backgrounds) диаблериста, а также его социальные достоинства и недостатки, при этом утратив свои (а еще получив недостаток «Темная тайна»). Если кто-то узнает о подмене, жертва лишается социальных достоинств и недостатков, а также дополнений диаблериста, возвращая свои. Само собой, сказанное о дополнениях, не распространяется на поколение - его мы уже рассчитали выше и оно остается таким.
Если диаблерист понизил поколение на 4, то душа жертвы полностью поглощает душу диаблериста. Воспоминаний диаблериста не остается, все его способности заменяются способностями жертвы. Харизма, манипулирование и ментальные атрибуты диаблериста заменяются таковыми от жертвы (до предела, заданного поколением). Персонаж получает постоянную силу воли, натуру, маску и психозы жертвы, а также ее пути и ритуалы кровавого чародейства, путь просветления и добродетели, ментальные и сверхъестественные достоинства и недостатки.
Если диаблерист понизил поколение на 5 и выше, то душа жертвы полностью поглощает душу диаблериста, но при этом владеет всеми воспоминаниями диаблериста. Персонаж получает натуру и маску жертвы. Харизма, манипулирование, способности, постоянная сила воли, ментальные атрибуты - либо от диаблериста, либо от жертвы, в зависимости от того, чьи выше (с учетом предела, заданного поколением). Персонаж получает пути и ритуалы кровавого чародейства, которыми владела жертва. Путь просветления и добродетели - от жертвы (если какие-то из добродетелей жертвы и диаблериста совпадали, то персонаж получает те, которые выше). Психозы, ментальные и сверхъестественные достоинства и недостатки диаблериста и жертвы суммируются

В богомерзкой V5 тоже есть диаблери. Сперва диаблерист осушает бладпул жертвы, а затем делает броски силы+решительности (Strength + Resolve) по сложности 3, количество бросков равно силе крови (Blood Potency) жертвы, один бросок за ход. Если все броски успешны, диаблерист поглощает душу жертвы. Если хотя бы один окажется неудачен, жертва умрет окончательной смертью, но искра ее жизни не достанется диаблеристу.
Человечность диаблериста снижается на 1. Если поколение жертвы ниже поколения диаблериста, то поколение диаблериста сразу же снижается на 1.
Выполняется оппозитный бросок человечности + силы крови диаблериста против решительности + силы крови жертвы. Каждый успех на превышении дает диаблеристу 5 очков опыта, которые можно немедленно потратить на увеличение силы крови (не выше силы крови жертвы) или получение Дисциплин, которыми владела жертва. Каждый недостающий успех лишает диаблериста 1 точки человечности; если в результате человечность упадет до 0, душа жертвы захватывает тело диаблериста, персонаж становится NPC.
В ауре появляются черные прожилки, которые видны в течение (поколение диаблериста - поколение жертвы) лет, но не менее 1 года.

Само собой, рассказчик вправе выбирать любую из вышеуказанных версий, комбинировать их либо заменять правилами собственного сочинения.

Ок, с механикой разобрались, теперь давайте-ка переходить к более интересному вопросу - к нравам и отношению самих вампиров к этому вопросу. Это для игрока все просто, можно прикинуть вероятность и составить билд персонажа через амарант, а вампиры корбук не читали.
Есть вампиры, которые и про поколения не знают, а знают следующее:

1. Если один вампир пьет кровь другого и не останавливается, то может выпить и его душу.
2. Пожрав душу другого вампира, ты получаешь его знания и силу.
3. Пожранная душа исчезает, лишаясь шанса на перерождение, возмездие, прощение и т. д.
4. Если пожранная душа сильна, она может выжить в новом теле, заменив собой душу убийцы.
5. Кровавые чародеи могут вывести убийцу на чистую воду.

По сути диаблери - это ритуальный каннибализм, и отношение к нему конкретного вампира зависит от нравов той секты/культа/группы, в которой он состоит.
Обратите внимание: Зверь своих не жрет. Упырь совершает диаблери только в том случае, если раньше, когда еще был разумен, знал, как это делается. Т. е. вампир должен от кого-то узнать вышеуказанные факты, причем есть вероятность того, что информацию он получит в неполном/искаженном виде.

Если мы заглянем в Темные века, то увидим, что подавляющее большинство вампиров считают диаблери чудовищным преступлением. Исключения - Ассамиты и Ласомбра. У Ассамитов это продиктовано идеологией (причем, жрать своих можно только в ходе особых ритуальных действий, и даже чужак, ставший на Путь крови, уже становится своим, а значит неприкосновенным), а у Ласомбра диаблери внутри клана осуществляется по решению Amici Noctis.

В викторианскую эпоху такое отношение сохраняется. Диаблери - это что-то исключительно шабашитское, а в Камарилье такое недопустимо, потому что однозначно наказуемо Шестой традицией.

Примечателен тут пример Митры, который в те годы был полновластным ночным правителем Англии. Продолжая считать себя богом и вести себя как бог, Митра организовывал кровавые культы имени себя, руководил человеческими жертвоприношениями, ставил своих гулей на руководящие посты и творил прочие несовместимые с Маскарадом вещи, за которые любого другого вампира пригласили бы полюбоваться на рассвет.
Однако при всем этом Митра предпочитал жрать других вампиров тайно, при закрытых дверях, в присутствии только своего сенешаля. Был случай, когда Митра потерял голову и принялся пить из одной из приглашенных вампирш прямо посреди элизиума - к счастью, в ту ночь случился пожар и паника позволила другим гостям благополучно «не обратить внимания» на выходку князя.
И если сам Митра страдал от жажды старца, т. е. был попросту вынужден пить чужое витэ, то его сенешаль Анна Боусли, которой он дважды разрешил совершить диаблери, подсела на вкус вампирских душ и стала зависимой. Князю пришлось заморочиться, чтобы сделать черные полосы в ауре Анны невидимыми.

Задумайтесь: Митра плевал на Маскарад и повелевал целой страной, но старался скрыть свой каннибализм и каннибализм своей преемницы. Даже будучи богом, он понимал, что совершает неслыханное преступление и должен скрывать это от других.

Ну а что в Последние ночи? Давайте подробно разберем по сектам.

Диаблери подразумевает убийство, а убийство себе подобных в Камарилье регламентируется Шестой традицией, которая звучит так: «Уничтожать подобных себе запрещено. Лишь твой старейшина имеет право на уничтожение. Лишь старейший среди вас вправе объявить кровавую охоту». В зависимости от интерпретации этот закон позволяет либо сирам убивать своих чайлдов, либо князьям убивать кого угодно в своем домене.

Что касается диаблери, то оно формально (указом Внутреннего круга) разрешено только во время кровавой охоты, и лишь сиру дозволено диаблеризировать своего чайлда, чтобы вернуть потраченную на его становление кровь. Повторюсь: вампиры не в курсе своей игромеханики, диаблери для них - это ритуальный каннибализм, отношение к нему не расчетливое, а мистическое.

Не стоит забывать, что Камарилья - это гегемония старейшин, которые в большинстве своем низкого поколения и знают о том, насколько привлекательны для диаблеристов. Кроме того, подавляющее большинство камарильцев идут путем человечности, где убийство - великий грех, а уничтожение души, не оставляющее надежды на загробную жизнь, - грех величайший. Таким образом, и для поддержания вертикали власти, и для сохранения психического здоровья членов секты крайне важен негласный запрет на диаблери. И пусть Внутренний круг разрешил, большинство сиров не станут жрать своих чайлдов.
Как говорил тремерский старейшина Трой: «Закон против диаблери написан не на бумаге или пергаменте, он начертан в сердце каждого сородича». Народная ненависть к диаблеристам, доходящая до суда Линча, прилагается.

Всякого рода манчкины любят цитировать Guide to the Camarilla, где говорится о том, что всякому вампиру разрешается диаблеризировать жертв кровавой охоты. В их представлении это делается так: князь еженощно объявляет кровавую охоту на какую-либо категорию вампиров, и все камарильцы города с веселым улюлюканьем бегут прокачиваться. Вот только эти манчкины напрочь забывают некоторые моменты.

Во-первых, вышеупомянутый указ Внутреннего круга, о котором говорится в корбуках как ревайзнутой редакции, так и «двадцатки».
Во-вторых, сам гайд по Камарилье полон взаимоисключающих параграфов, так что охотника-диаблериста согласно гайду надлежит не только похвалить, но и показательно казнить.
В-третьих, объявление кровавой охоты - это исключительная мера. Если ее объявлять слишком часто, то князь по сути превращается в марионетку своих подданных, которые с помощью охоты будут решать свои распри и завладевать имуществом убитых. Конклав в Сент-Луисе от 17 сентября 1995 г. постановил, что проблемных вампиров лучше убирать без объявления кровавой охоты и так, чтобы на князя ничего не указывало (если только это не показательная казнь).
В-четвертых, я вынужден в очередной раз повторить: вампиры не в курсе своей игромеханики, отношение к диаблери - ритуально-мистическое. Если жертва кровавой охоты чересчур могуча или несет в себе порчу, то сожравший ее диаблерист становится потенциально опасен, так что следующую кровавую охоту объявят уже на него. Никто не помнит красного аластора Джона Трента, что ли?
В-пятых, такое особое отношение к диаблери делает его особенно желанным для тех, кто все-таки готов рискнуть. Разрешение на диаблери - это особый дар, высочайшая награда. Такое вручают избранным и лишь за особые подвиги, а не всем подряд. А Тео Белл, разрешив бойцам диаблеризировать шабашитов, сподвиг их на взятие Нью-Йорка.
Когда все члены вашей котерии уже имеют в послужном списке по три амаранта, а Митра, князь лондонский, дитя патриарха и бог во плоти, разрешил своей преемнице лишь дважды испить чужую душу - не кажется ли вам, что что-то пошло не так?
В-шестых, вампирам прекрасно известно, что амарант вызывает зависимость, а архонты подмечают определенную корреляцию между диаблери на ранних этапах не-жизни и жаждой старца впоследствии. Разрешив диаблери, князь своими руками создает вампира-торчка, который непредсказуем и опасен, в первую очередь, для самого же князя.

Большинство известных камарильских диаблеристов не остановились на одном амаранте, а заполучили зависимость и принялись охотиться за своими сородичами. И если в случае Анатоля это можно оправдать высшей религиозной целью, то та же Тайлер из-за своей зависимости стала марионеткой в руках Елены. Что касается еще одного известного мультидиаблериста - Карша, то там не совсем понятно, что толкнуло его на сторону зла - вполне возможно, что и тяга к диаблери. Мадам Жиль, которая в свое время откушала немало вампирских душ, параноидально боится тех, кто знал ее в прошлом и может рассказать о ее преступлениях.

Те камарильцы, кто стремятся сохранить разум и честь, избегают диаблери. Во втором томе Clan Novel Saga израненный Ян Питерзон был вынужден подкрепиться кровью шабашита, но намеренно остановился и не стал забирать его душу. Тео Белл совершил диаблери лишь однажды, будучи во власти Зверя, после чего долго раскаивался в этом, а в Gehenna the Final Night восстал против руководства Камарильи, превратившегося в сборище диаблеристов.

Теперь перейдем к Шабашу, где все немного проще. В конце концов, многие влиятельные каиниты на пути к успеху неоднократно совершали амарант, так что вот он - пример для молодых. Однако идеология секты это не вполне поощряет.
Из распространенных в Шабаше путей просветления лишь Путь Каина требует от вампира быть диаблеристом (ну и Путь откровений зла). Это вдвойне забавно при том, что священная Книга Нод (в хронике теней и хронике тайн) содержит запрет на диаблери, а основанный на этой книге тауматургический Путь возмездия отца дает возможность наказывать диаблеристов, временно лишая их тех преимуществ, что они получили вследствие амаранта. Не зря философию Пути Каина считают запутанной - последователь пути должен мастерски владеть самообманом и самооправданием. На других путях амарант вполне может привести к броску на деградацию.
Плюс, не забывайте о том, что шабашиты тоже не в курсе своей игромеханики, их отношение к диаблери - ритуально-мистическое. Если уж поглощать душу, то сильную и достойную, чтобы самому стать сильнее. Слабаков диаблеризировать нет смысла - их лучше пустить на кровавый пир.

С одной стороны, превращение шабашитов в армию диаблеристов улучшает их мотивацию - жрать камарильских старейшин ради эйфории и субъективного ощущения силы. С другой стороны, это существенно снижает дисциплину в рядах секты: пусть в мирное время убийство шабашита шабашитом запрещено (кроме как на мономахии), но на поле боя они частенько начинают жрать друг друга. Пример - случай из первого тома Clan Novel Saga, когда один из шабашитов во время осады Атланты сразу же сожрал двух пакмейтов, как только начальство удалилось.

Кроме того, всегда есть риск захвата диаблериста душой жертвы, и таким образом в рядах секты появятся предатели. Это не говоря уже о психозах, от которых у диаблеристов постепенно съезжает крыша.
В V20 инквизиция Шабаша задумалась над этим вопросом (Rites of Blood) и стала вести следствие по тем каинитам, которые совершают диаблери чаще раза в год.

Что касается анархов, то их очень часто обвиняют в совершении диаблери, и это одна из причин ненависти камарильцев к ним. И Anarch Cookbook, и Guide to the Anarchs подтверждают: в погоне за силой анархи действительно практикуют амарант, а те из них, кто подхватил зависимость, совсем слетают с катушек и лишь обостряют вражду. Благоразумные анархи (или те из них, кто продался Камарилье) могут объединяться, чтобы своими руками убить диаблериста и не допустить нежелательной войны с камарильцами.

Ну и надо бы сказать пару слов о тех, кто практикует диаблери как ритуал передачи знаний - при этом старый вампир добровольно умирает на клыках молодого. В первую очередь, конечно, вспоминаются 7 оставшихся Салюбри-целителей, обитающих где-то на Востоке. Кроме того, есть две малые секты нодистов, которые параллельно представляют собой бладлайны клана Малкавиан - мнемозинцы и йокастианцы. Чтобы не позволить накапливающимся психозам стереть их память, эти нодисты добровольно позволяют себя диаблеризировать, перенося свои бесценные знания в головы новичков.
Причем, если йокастианцы находятся в рядах Шабаша и там такая практика никого не удивляет, то мнемозинцы - вполне себе камарильцы и вынуждены скрывать свои обычаи.

Один из мнемозинцев известен даже тем, кто никогда не играл в настольно-ролевой VtM - это Беккет, приемный чайлд Аристоля де Лорена. Судя по тому, что в расписке у Беккета 7 поколение, а в трилогии Year of the Scarab он владеет способностью Shape of the Beast's Wrath - этот гангрел где-то в 2000 г. явно диаблернул кого-то из членов своего кружка.

Причем, когда Беккет в той же Year of the Scarab оказался рядом с израненным телом Крития без свидетелей и помех, то у него даже мысли не возникло о том, чтобы совершить диаблери - Беккет спас старейшину.
Читающие это манчкины сейчас наверняка отбили себе лица фейспалмом - ведь Беккет упустил вкусного элдера 5 поколения, но мне это кажется отличным подтверждением моей мысли. Для Беккета диаблери - ритуальное действие, он совершил его согласно обычаям своей малой секты и даже не помышлял о том, чтобы жрать других, усиливая себя. Он не охотник за павиром, а мечтатель и исследователь, ему эта манчкиния попросту не нужна.

Я не против диаблери, но оно должно быть обосновано сюжетом хроники и моралью персонажа. Если же это просто погоня за павиром, то игроки явно ошиблись системой. Суть VtM - терпеть унижение, а манчкинить можно и где-нибудь еще.

UPD 18.08.2021

Несколько слов о жертвах диаблери. Ранее считалось, что их души после пожирания никак не могут быть извлечены из диаблериста, но четвертая и пятая редакции сеттинга подкинули новые интересные возможности.

В двадцатке (Rites of Blood) появился третьеуровневый тауматургический ритуал Father’s Freedom, которым члены Инконню извлекают съеденные души из диаблеристов. Для ритуала нужен магический круг площадью не более 10 кв. м, и диаблерист должен находиться внутри этого круга в течение часа, пока заклинатель произносит все необходимые магические слова. Само собой, обычно диаблериста для этого приходится связывать, протыкать колом или как-то еще иначе обездвиживать.
Если ритуал успешен, заклинатель может извлечь из диаблериста съеденную им душу (если таковых душ в диаблеристе несколько, то заклинатель сам выбирает, какую извлечь). При этом диаблерист лишается всего, что получил по итогам данного диаблери (и бонусов к поколению, и дисциплин, и черных полос в ауре), но вот потерянная человечность к нему не возвращается.
Душа покидает тело диаблериста через рот и выглядит как яркий свет. Заклинатель может слегка сгустить этот свет, чтобы он обрел человеческие очертания и мог ответить на вопросы. После стирания магического круга душа свободна и покидает материальный мир.

В пятерке (Fall of London) нам сообщили о Ritual of Transferring the Soul, который позволял съеденной душе гарантированно захватить тушку диаблериста и вернуться к прежнему уровню сил (т. е. тому поколению и тем трайтам, которые были у жертвы). По сути, это ритуал переселения души из одного вампира в другого без потери густоты крови, и им в V5 пользовались старые вампиры, чтобы занять более молодую тушку, у которой мозги еще не съедены анахронизмами и прочими отклонениями.

Сами понимаете, дело это ответственное, так что и готовиться к нему нужно заранее. Нужны двое вампиров-заклинателей, один с Blood Sorcery 5, второй с Oblivion 5 (хотя можно обойтись и одним, если он знает обе эти дисциплины - и да, ритуал можно кастовать не только на другого вампира, но и на самого себя). А еще нужны какие-то личные вещи, имеющие важность для переселяемого вампира, причем вещей должно быть не менее пяти.
Для сотворения ритуала заклинатели взывают (Rouse) к крови, чародей делает бросок Intelligence + Blood Sorcery по сложности 6, некромант - бросок Intelligence + Oblivion по сложности 6. Если всё прошло успешно, то вышеуказанные личные вещи заряжаются энергией вампира. После этого вампира нужно диаблеризировать - правила см. выше. Наконец, завершающий этап - поймать диаблериста, вручить ему все вышеуказанные личные вещи жертвы и сотворить ритуал еще раз - всё, душа жертвы захватывает тушку диаблериста и обретает прежнее поколение и паверзы.
Если вдруг часть личных вещей потерялась, то вампир вернет своё поколение и паверзы не полностью (в зависимости от количества нехватающих вещей). Причем, впоследствии найти недостающее и скастовать ритуал еще раз уже не получится - энергия улетучится. Так что запоминайте количество заряженных личных вещей и следите за тем, чтобы все они были в наличии для решающего прокаста.
Кстати, если некий злоумышленник соберет заряженные вещи и сотворит над ними ритуал в отсутствие диаблериста. то энергия также улетучится и планы старого вампира пойдут прахом.

26 комментариев:

  1. Спасибо большое! Офигенная статья на тему того, что, как и почему, с экскурсами в более ранние редакции, и не только. И толковое объяснение для манчей, почему "нет" на любовь к диаблери из-за абилок и Поколения. Все по полкам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за спасибо:)
      Игроки постоянно поднимают этот вопрос, вот и решил навести ясность.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно, можно ли провести диаблери по механике относительного взаимного согласия?
    Поставить перед фактом такого, м, соития - но поделить вместилище для души относительно полюбовно? Так, чтобы максимально сохранить память и атрибуты обоих - но чтобы это не требовало абсолютной единовременной победы одной души над другой, а чтобы это всё растянулось во времени. Зависать в спорные моменты, решая между собой, воля какой души возобладает, такое всё...)))) И чтобы через несколько десятилетий разница как-то сгладилась сама...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Внезапно можно. Такое ритуальное диаблери практикуют салюбри-целители в Последние ночи и мнемозинцы (да и йокастианцы тоже) - именно для того, чтобы сохранить накопленное знание

      Удалить
  4. Я думаю, что чужая душа, (если это не душа того, кто вызывает отвращение!) в любом случае вкуснее чужой крови. Но если в процессе такого вкушения большую часть души приходится уничтожать или неглядя подавлять просто потому что иначе ничего не получится(а не потому что нравится делать именно это!) - тут явно что-то не так!
    Опять же, если кто-то нравится, достаточно, чтобы поглотить его _целиком_ имело смысл здесь-и-сейчас, а не в глубинах ритуалистики или игромеха - то можешь, конечно, жаждать именно разбить его, прочувствовать, как само его существо распадается на лоскутки и ниточки!.. ...но бывает, что мотивация у таких штук наоборот, из серии "зачем насиловать того, кто правда очень нравится?": когда близость очень привлекательна, а вот желания навредить нет, вред здесь - нечто побочное.
    А то мне кажется, что за циферками мануала как-то прячется, что диаблери - очень личная вещь! Даже если ты _впервые_ видишь того, кого вон есть возможность поглотить и не попасться: на это можно смотреть из рамок глубокой теории, традиций и всего такого - а можно понять и решить, _хочешь_ ли ты вот именно того, кто перед тобой; и если хочешь, то как именно: разбить и подавить, потому что он будет прекрасно разбиваться на осколки, или потому что навязать такому нечто отторгаемое уже само по себе терпко, и сладко до приторности? Или в меру лампово провести с ним рядом вашу будущую вечность, пропуская сквозь пальцы собственной рефлексии каждую прядочку чужой мотивации? Понятно, что ваши желания в этом плане могут не совпадать, и часто именно это диктует необходимость.)))) Но всё же. Совсем отметать возможность того, что всё будет именно так, как ты хочешь - на мой взгляд, очень печальная ошибка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всем нравится верить в то, что смерть - это еще не конец. Надежда на какое-либо загробное существование позволяет хоть иногда забывать о том, что смерть уже не за горами. И вампирам, которые потенциально могут не-жить вечно, помирать вдвойне обидно - и потому их тоже греет мысль о том, что окончательная смерть не окончательна. К тому же, очень многие вампиры в это не просто верят, а на самом деле знают - среди вампиров довольно много некромантов, медиумов и прочих говорящих с призраками. В любом случае приятно знать, что твоя душа даже после окончательной смерти может остаться и завершить то, что ты не успел доделать в жизни/не-жизни

      И тут вот диаблери, которое уничтожает душу. Не отправляет ее в загробный мир или на перерождение, а просто уничтожает. Была - и нету. От такой перспективы страшно даже вампирам. Потому-то диаблери - это и ужаснейшее из преступлений

      Удалить
    2. А оно именно уничтожает, а не разбирает на запчасти, усваиваемые другой душой? Душа оказывается _уничтожена_, а не _поглощена_? Где поглощённое - часть чего-то ещё, а не пустота?
      В комментарии выше вы упоминали наследование _знаний_. Но разве вещи, более... Настоящие, чем знания - теряются, а не оказываются погребены в дебрях подсознания поглотившего(если поглотивший будет действовать грубо)?
      Мне кажется, в случае _уничтожения_ души диаблери наоборот, теряет смысл. Знания можно получить другим путём, тогда как "держать в руках" что-то самое-самое, самое сутевое, и сделать на него такое "глоть!", и чувствовать это внутри себя... Это может проживаться как высшая мера, высшая реализация любви. (Даже если ты в этой любви неидеально разборчив, как "неидеально разборчивы", например, Голоса Нерата из сеттинга Тирании) Именно потому что куда вы теперь денетесь друг от друга с подводной лодки. Разобранные, пересобранные, переопределённые... Неважно.
      Т.е. я думал, что "подвергнуть другого диаблери" - действие порядка "подвергнуть себя смене Пути Просветления": это очень переопределяющее насилие, но переопределённое вполне наследует тому, что было переопределено. Это не так?

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. В случае Голосов, впрочем, души можно было отпустить; но они и держались - в изоляции друг от друга и от базовой души. Тогда как если сливать _в одно целое_, то и растаскивать его обратно - может быть столь же (не)выполнимой затеей, как в общем порядке - разделить душу на несколько жизнеспособных частей.
    Из примеров, приходящих в голову для сравнения, не могу не упомянуть Рейстлина и Фистандантилуса: в книгах довольно чётко проговаривалась некоторая путанница, где ему/им непонятно, кто кого съел-то, и была ли вообще разница, кто кого.)) И Астинус, как по мне, не вносил ясности, а наоборот, едва ли не троллил.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если вы прочтете игромеханическую часть поста, то поймете, что вариантов оцифровки диаблери довольно много. Гейм-мастер может выбрать один из них либо варьировать в зависимости от условий проведения диаблери
      Вот в случае мирного диаблери, как у салюбри или мнемозинцев, я бы вполне разрешил мирно сосуществование осколков души съеденного в голове диаблериста. Во-первых, потому что жертва долго готовится и добровольно идет на это. Во-вторых, потому что это важные ритуалы, лежащие в основе существования этих бладлайнов. Ну вот бывает знание, которое нельзя передать иначе, вот и нужно его сохранить, отдав свою душу другому
      Но чаще всего это насильственный акт, который совершается либо по причине наркомании, либо чтобы урвать какие-то способности жертвы. В этом случае оправдано использование механик, способных свести диаблериста с ума в наказание за содеянное

      Удалить
    2. Что это очень тяжелый опыт - несомненно! Я вообще не понимаю, чем надо думать, чтобы подвергать чему-то в этом роде другого, если не готов подвергнуть этому себя - это ведь, с учётом поглощения души, почти одно и тоже!
      При этом я прекрасно понимаю, как желание чего-то в этом роде может перевесить всю феерическую меру насильственности процедуры; но "перевесить".)
      Впрочем, это "чем надо думать?!" - это такая оценочная лирика.) Много кому хотя бы иногда кажется, что его окружают... Недумающие персоны.)

      Удалить
  7. Собственно, из сравнений, НЕ предполагающих на выходе одно тело вместо двух - мне казалось корректным сравнить опыт пережитого диаблери с опытом успешной конвертации. (Лит. Пример - Сердце Меча/Мятежный Дом Чигиринской) Т.е. во многом - та же самая смена Пути Просветления, только не своей инициативой, а вследствии целенаправленных насильственных действий кого-то другого. Ты после этого, безусловно, являешься кем-то другим, ты очень сильно изменён - но нужно быть моралофагом определённого толка, чтобы считать, что у тебя после этого "нет души".)
    Но если мануалы этому противоречат и говорят именно об уничтожении, а не о слиянии...

    ОтветитьУдалить
  8. *пережитого со стороны жертвы, да)

    ОтветитьУдалить
  9. *Мурлыкает*
    Расплата за шаг - ты не будешь один!
    Ты будешь любим, лишь мною любим!

    ОтветитьУдалить
  10. ...или "уничтожение" тут просто потому что после того, как тело вампира нашли обескровленным, не выходит дозваться до его души, как до души убитого?)))) Но разве до души того, кто не был окончательно убит, можно дозваться такими методами?))) Если нельзя, и если других пруфов "уничтожения" нет, то я всё-таки думаю, что более откаллиброванный маятник, настроенный на душу жертвы диаблери - укажет на диаблериста.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если вампир был убит, но не диаблеризирован, его душа имеет все шансы стать призраком. У тремеров известны случаи, когда душа убитого тауматурга продолжала служить клану - но в качестве сторожевого духа капеллы. Шанс на загробную жизнь - это всегда приятно, а уничтожение души и лишение этого шансы - это страшно
      Насчет маятника - хороший вопрос. С одной стороны, доступные вампирам средства работы с душами не указывают на диаблериста - отсюда и уверенность в том, что душа погибает окончательно. С другой стороны, известны случаи, когда душа оставалась жива и захватывала тело диаблериста. Видимо, таких случаев было слишком мало, чтобы у вампиров сложилась полноценная статистика

      Удалить
    2. "С одной стороны, доступные вампирам средства работы с душами не указывают на диаблериста"
      О! Вот это интересно!
      А статьи об этих средствах, случайно, нету? Ну там, что нужно делать, чтобы они на тебя НЕ указывали, и прочий материал для сравнения.)

      Интуитивно всё равно выглядит, ну, должным, что душа не рассыпается, а изменяется, меняя свои свойства: что-то, что до того составляло одну личность, вынуждают быть частью другой. Опыт взаимодействия с наукой о душе)) как-то подсказывает именно это: что часть себя можно вытеснить, можно пересобрать иначе, но очень сложно "просто" уничтожить. Почему бы при проглатывании кого-то ещё, при вмещение в себя того, что переживает даже окончательную смерть, это должно работать иначе?)

      Удалить
    3. ...а вынудить кого-то стать кем-то совершенно иным/частью чего-то иного - можно и без диаблери. При этом вопрос того, осталась ли у него душа, будучи вот так пересобранной, или стало ли "меньше души" у того, кто это сделал - чаще этический, а не практический.))) Вот и кажется мне, что "меньше"-то ничего не становится. Не происходит смерти души. Происходит перерождение.))

      Удалить
    4. Статью, пожалуй, можно сделать, потому что за века существования вампиры придумали несколько способов маскировать следы совершенного преступления

      Удалить
  11. Интересно, можно ли, будучи кем-то отдельным, изменить свою природу так, чтобы не просто не чувствовать страха перед диаблери - но быть тем, кому не обязательно выигрывать первичное противостояние, чтобы в итоге овладеть тем, кто тебя поглотил?
    Можно ли придать себе те экспансические свойства, когда ты прорастаешь из подсознания и отжимаешь контроль - не в очевидном волевом столкновении, а потому что ты гораздо лучше чувствуешь, что такое этот самый контроль, что такое "быть собой", как включить в себя нечто-что-ещё-не-ты так, чтобы срослось без зазора, и опять же, обеспечивало тебя локусом контроля?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот нет. Тех, кто добровольно шел на диаблери и прямо точно знал, что отожмет тело, я не припомню

      Удалить
    2. Я не (только) про добровольность, скорее про перестраховку, угу.
      Думаю, это немного разные штуки - вкладываться в силу, которая защитит твоё сушествование в таком-то экстримальном случае, и прямо брать и целенаправленно проверять, сработает ли.)))))))

      Удалить
  12. А можна ли совершить диаблери не над вампиром ?

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо Адракс, моё заблуждение, на счёт того, что диаблери добовляет статы, теперь исчезло, значится диаблери не такое полезное, как я думал.

    ОтветитьУдалить