вторник, 8 июня 2021 г.

Литания гару

Недавно я наконец-то вернулся к вождению игр по Миру тьмы после очень долгого перерыва, и для возвращения, естественно, выбрал линейку Werewolf the Apocalypse. Впрочем, кого бы я ни водил, игра всегда получается слегка мелкоуголовной, а у гару это особенно оправдано: там и гоповатые подростки, и зоновские порядки, и жизнь по понятиям. И вот именно этим понятиям, т. е. Литании, и посвящен сегодняшний пост.

Думаю, ни для кого не секрет, что всякого рода писаные законы в Мире тьмы (Традиции у Камарильи, Миланский кодекс у Шабаша, Протоколы магов и т. д.) нужны для того, чтобы ловить игрочков на их нарушении и наказывать их посредством всяких NPC-законников. Очевидно, что оборотневская Литания также является мастерским инструментом наказания, и в традиционном волчьем обществе законы имеют особое значение. Но при этом среди гару есть филодоксы, которые занимаются не только наблюдением за исполнением законов, но и их трактовкой, и потому хороший филодокс зачастую способен спасти товарища по стае от казалось бы неминуемого наказания. А еще надо бы учитывать локальную специфику, потому что разные племена, разные лагеря внутри этих племен и даже отдельные септы по-разному относятся к заповедям Литании. Вас это может удивить, но причина проста: Литания - это НЕ те тринадцать строчек, которые вписаны в верхний левый угол ширмы мастера.

Литания - это здоровенная эпическая поэма, нечто среднее между былиной и сводом законов, где в стихотворной форме описано, что гару могут и не могут делать: как вести себя, каких обычаев придерживаться, как вести войну и какие запреты соблюдать. Говорят, что в незапамятные времена сама Гайя лично зачитала Литанию одному из первых верховных королей серебряных клыков, а он всё запомнил, передал старейшинам других племен, и они сообща утвердили эти законы на великом вече. Видимо, у этого короля была очень хорошая память, потому что цитирование Литании целиком занимает несколько часов - такое случается четыре раза в год, когда собираются великие галлиарды-фианна. Обычно к этому цитированию добавляют саги о важнейших судилищах над нарушителями законов (почему-то чаще всего это костегрызы), и пытливый слушатель может заметить, что частенько за нарушение одних и тех же заповедей давали совершенно разные наказания...

Литания не сохранилась в неизменном виде - ее дописывали и переписывали, причем каждое племя, каждый лагерь и даже каждый септ вносили туда какие-то свои поправки и прецеденты, отчего и получились слегка разные Литании (к примеру, Литания черных фурий требует защиты женщин, а Литания детей Гайи - миротворческой деятельности). Отсюда и важность филодоксов - причем, филодоксу неплохо бы иметь Law 5 со специализацией Litany, чтобы как раз учитывать местные особенности трактовки Литании. А то, сами ведь понимаете: то, за что в септе Закона Воровского убить могут, в септе Радужного Флага социальные бонусы дает.

Однако большинство гару не являются филодоксами с Law 5, поэтому их сразу после первого превращения обучают упрощенной версии, включающей те фрагменты, с которыми, в целом, согласны все племена, лагеря и септы. В общем, те самые 13 законов.

1. Garou Shall Not Mate With Garou. Да не возляжет гару с гару

Тот самый ПЕРВЫЙ ЗАКОН, обламывающий как игроков («Играем гиперсексуальными подростками? Ух! Тогда я подкатываю вот к той мохнатенькой... Нельзя?!»), так и персонажей внутри сеттинга, которые часто и есть те самые гиперсексуальные подростки, чьи гормональные страсти вступают в конфликт с Литанией.

Почему так? Прежде всего, спаривание между гару приводит к рождению метисов, а это означает кучу проблем - я об этом уже писал. Кроме того, есть мнение, что Гайя малость ошиблась с формулировками и этот закон должен читаться как «возлюби волков и людей»: во-первых, это ведет к появлению новых кинфолков и новых гару, тем самым способствуя продолжению оборотневского рода (в отличие от рождения метисов!); во-вторых, гару не должны терять эмоциональной связи и семейных уз со своими кинфолками (а то были в истории моменты, когда вервольфы низводили людей до ранга племенного стада - ничем хорошим это не закончилось).

Причем, средства контрацепции в отношении гару неэффективны - их нечеловеческая биология приводит к тому, что ни таблетки, ни презервативы не обеспечивают должного результата. Так что лучше не рисковать.

Ах да, насчет однополых контактов - технически это Литанию не нарушает, но, во-первых, также не способствует продолжению оборотневского рода (т. е. обоим все равно могут понизить почет, только по другой статье), а во-вторых, может разгневать традиционно настроенных (и, как правило, высокопоставленных) гару.

2. Combat the Wyrm Wherever it Dwells and Whenever it Breeds. Сражайся с Вирмом повсюду и всегда, не давай Вирму плодиться

Тут, думаю, понятно и без объяснений.

3. Respect the Territory of Another. Чти чужие земли

Волки - территориальные животные, гару - тоже. Они отмечают границы своих территорий условными знаками, а гость, придя на чужую землю, должен сообщить хозяевам о себе. И не дай бог ему покуситься на чужих кинфолков...

4. Accept an Honorable Surrender. Пощади того, кто сражался с честью

Гару часто бросают друг другу вызов и устраивают дуэли, и если бы каждый поединок заканчивался чьей-то смертью, нация гару давно бы уже вымерла. Поэтому каждый вервольф, вступая в поединок, знает, что имеет право сдаться и при этом не потерять почет (а вот победитель почет получает). 

5. Submission to Those of Higher Station. Подчиняйся старшим

В обществе гару царят строгая иерархия и ранговая система. Низкоранговый гару должен исполнять приказы высокоранговых, а когда сам поднимется в ранге - сможет бросить вызов тем, кому раньше подчинялся.

6. The First Share of the Kill for Greatest in Station. Первый кусок добычи — старшим

Этот закон, в первую очередь, говорит о добытой пище, но также распространяется и на военные трофеи. Всё это следует нести тем, кто выше по рангу, а они уже сами разберутся, что себе оставить, а что другим раздать.

7. Ye Shall Not Eat the Flesh of Humans. Не вкушай плоти человеческой

Этот закон появился в Литании уже после Объединения и завершения Владычества. Звездочеты заметили, что поедание человечины делает гару более уязвимыми к порче Вирма, вот и протолкнули этот запрет.

8. Respect Those of Lower Station, for all are of Gaia. Не презирай стоящих ниже тебя, ибо все от Гайи

Гару - защитники Гайи, спасители мира. От них ждут определенного рыцарства.

9. The Veil Shall Not Be Lifted. Не поднимай Вуаль

Вуаль - это оборотневский аналог Маскарада. Думаю, и без объяснений понятно, насколько важно сохранение секретности.

10. Do Not Suffer Thy People to Tend Thy Sickness. Не становись обузой для своего народа

Помните, как в «Маугли» Акела промахнулся? Если волк по причине старости или болезни не способен охотиться или сражаться - он уже не волк, и пора бы ему умереть. Естественно, у гару с их воинскими традициями почетнее всего умереть в бою, но есть вариант славной смерти и в мирное время - двое гару уходят в зимний лес, а возвращается только один.

11. The Leader May Be Challenged At Any Time During Peace. Можешь бросить вожаку вызов в мирное время

Это, думаю, понятно без объяснений.

12. The Leader May Not Be Challenged During Wartime. Не бросай вожаку вызов во время войны

Это, думаю, тоже.

13. Ye Shall Take No Action That Causes a Caern to Be Violated. Не навлеки беду на каэрн

Тут вообще всё очевидно.

Племенные различия

Серебряные клыки считают себя первым из племен гару и потомками того самого Волка, что спас Гайю от поглощения тьмой из-под корней Иггдрасиля, пожертвовав своей жизнью. А еще, как вы помните, это именно они принесли Литанию всей нации гару, поэтому предсказуемо, что они ратуют за соблюдение законов.

Кстати, белый цвет шкур сильверфангов - доказательство их происхождения от того самого Волка, и гордость племени не позволяет утратить этот отличительный знак. Отсюда и требования к чистокровности, и повышенное внимание к размножению. В общем, вы поняли: первый закон там соблюдается весьма ревностно - говорят, до XVIII века у сильверфангов вообще не было метисов, а дальше что-то пошло не так. Есть септы, в которых и беременную самку, и обрюхатившего ее самца попросту убьют. Если же появление метиса предусмотрено каким-либо пророчеством, то ему всё-таки позволят родиться и определят на какую-нибудь позорную должность, а его родителей обрекут на изгнание, вырезав у них на спинах знаки позора.

А вот с другими законами не всё так просто. Серебряные клыки сражаются против Вирма - но стремятся идти в бой как командиры, а не как бойцы в первых рядах. Они рады бы чтить чужие земли - но считают, что эти земли по праву принадлежат им, так что их временные обитатели получают лишь притворное уважение, пока сильверфанги не придумали, как отжать их владения. Прочие племена в понимании сильверфангов не имеют чести, поэтому серебряные клыки часто не щадят тех, кто сдался (и сами не сдаются, не желая капитулировать перед недостойными).

Пятый закон создает проблемы в смешанных стаях и многоплеменных септах. Серебряному клыку несложно подчиниться соплеменнику более высокого ранга, но как быть в том случае, если высокоранговый гару принадлежит к другому племени? Сильверфангам с щенячества вбивают в голову, что они лучше других гару независимо от ранга, поэтому с подчинением у них проблемы (да-да, даже метисам сильверфангов внушают, что они говно - но только для своего племени, а с другими племенами они примерно наравне). С шестым законом та же проблема.

Зато сильверфангам хорошо удается снисходительное отношение ко всем окружающим, что они считают исполнением восьмого закона. Это снисхождение распространяется и на людей, которые сами по себе жалкие существа и у которых даже нет своего животного-духа, чтобы договориться о пищевой цепочке (считается, что на заре времен старшие духи животных собрались и договорились, кто кого ест) - следовательно, у них и нет места в пищевой цепочке, так что есть их западло. В общем, вы поняли - седьмой закон также соблюдается весьма ревностно.

Десятый закон не то чтобы игнорируется, но не особо соблюдается, ведь старый мудрый король-сильверфанг никак не может быть обузой. Одиннадцатый закон племени тоже не особо нужен - война же идет, мирного времени и нет совсем, так что перманентно действует двенадцатый закон и короля свергать нельзя (если он сильверфанг, естественно).

Девятый закон вопросов не вызывает, а тринадцатый служит поводом отжать чужой каэрн - хозяева ведь сами не справятся, а сильверфанги уж точно правильно им распорядятся и не навлекут беду.


Фианна называют себя вторым из племен гару. Пусть серебряные клыки и были первыми, фианна появились сразу после них и потому также считают себя хранителями законов. Тем более, как говорилось выше, галлиарды этого племени знают Литанию наизусть (у других племен этим только филодоксы похвастать могут) - фианна вообще уделяют особое внимание всякого рода песням и сказаниям (оно и неудивительно с учетом того, что, согласно их легендам, именно фианна был первым гару, который научился выть и петь).

Что касается первого закона, то племя пьянчуг и бардов прекрасно понимает, как двое юнцов могут воспылать страстью друг к другу, но борется с тем, чтобы эта страсть дала какие-то плоды. На каждом вече есть тот, кто следит за пьяными гару и стаскивает их друг с друга. Если стало известно, что двое вервольфов встречаются, то их разлучат и отправят в разные септы. Если непоправимое всё же случилось и самка беременна метисом, то ее уговорят на аборт - и тогда считается, что проблема решена (любовников отругают и проведут какой-нибудь легкий обряд наказания). Если аборт по какой-то причине невозможен, то самку уговорят оставить новорожденного метиса умирать в лесу - и тогда любовники тоже смогут дешево отделаться. Но вот если метис через сутки окажется живым, значит такова воля Гайи - его придется оставить (а вот его родители однозначно виноваты, и их ждет столько обрядов наказания и очищения, что они по итогу, скорее всего, погибнут). Опять же, оставить не означает принять, поэтому метиса постараются спихнуть в другой септ, а то и в другое племя, ну а если не удастся, то его всё-таки воспитают у себя, но так люто и токсично, что большинство метисов лезут в петлю.

С трактовкой второго закона проблем не возникает: потомки славных воителей, бившихся с древними фоморами и танцорами Черной спирали, готовы и дальше сражаться с Вирмом. А если вспомнить историю вражды фианна, серебряных клыков и потомков Фенрира и то, как кроваво они делили территории и кинфолков, то станет понятно, что и третий закон ирландские гару чтут крайне ревностно.

Вообще, фианна - лютые традиционалисты, так что глупо рассматривать каждый закон по отдельности - они чтут их все. Тут, наверное, важнее указать то, как обосновывается их соблюдение. Для фианна это «закон соблюдается потому, что члены племени должны уметь заставить его соблюдать». Почему гару не возляжет с гару? Да потому что каждый фианна способен уломать кинфолка на секс. Почему первый кусок добычи старшим? Да потому что если ты не подчинишься, то старшие заставят тебя отдать кусок. Почему ты не станешь обузой для своего народа? Да потому что каждый фианна способен найти себе геройскую смерть, когда придет его время. У них всё именно так.


Красные когти не согласны с тем, что серебряные клыки были первыми, но каких-то контрдоказательств не имеют - они вообще свою историю не записывают, храня ее исключительно в виде устных преданий. Не согласны они и со святостью Литании, утверждая, что эти законы приняты другими племенами, а красных когтей поставили перед фактом.

Красные когти вообще как-то прозевали момент разделения на племена. Себя они называли просто великими волками, спаривались с обычными волками, людей воспринимали исключительно как врагов, а Владычество для них было священной войной с целью полного истребления человечества, и поэтому великие волки неслабо удивились, когда другие оборотни стали спариваться с людьми, объявили их своей родней и начали разговор о контроле численности. И вот в какой-то момент оказалось, что все те оборотни спаривались с разными людьми и потому стали разными племенами, и одно из этих племен называлось серебряными клыками, и именно они созвали великое вече (туда пришли все вервольфы со всего мира), где объявили об окончании Владычества и необходимости единого свода законов. Собственно, после этого серебряные клыки стали зачитывать законы, а прочие племена принялись их обсуждать и принимать голосованием - так и появилась Литания.

Причем, великих волков к голосованию не допустили, и тогда сильнейший из них спросил, что за балаган тут вообще творится и что делать с человечеством. В ответ главный серебряный клык заявил, что великим волкам никто права голоса не давал, потому что они и не племя вовсе - у них даже названия нет. И тогда сильнейший из великих волков пробил главному серебряному клыку с лапы в грудак, оставив три кровоточащие раны от когтей, и объявил: «Отныне мы племя и зваться будем Красными когтями». Говорят, что именно после этой выходки оборотни поняли, что их когти неплохо подходят для вырезания различных символов, и создали глифы - особую письменность гару.

Тем не менее, никто великим волкам на их вопросы так и не ответил, а Литанию им пришлось признать, потому что главный сильверфанг, пусть теперь и с символом красных когтей на груди, оставался очень крут, да и племя у него было крутое - в общем, серебряные клыки по праву силы вынудили принять их законы.

С первым законом красные когти полностью согласны. В их понимании, волкам подобает спариваться исключительно для размножения, а любовь и секс ради удовольствия - это абсолютно чуждые оборотню идеи, навеянные тлетворным влиянием людей. Щенкам среди прочего рассказывают поучительную историю о славном аруне Черной Лапе, который обнаружил самого первого метиса среди красных когтей, показательно убил его мать перед ее стаей, а самого метиса раздавил челюстями, но есть не стал, потому что мерзко.

Думаю, вы уже поняли, как у красных когтей положено поступать с метисами (если, конечно, их появление не предусмотрено каким-либо пророчеством) и их родителями.

Со вторым законом есть небольшие сложности. Во-первых, красные когти не согласны с тем, что Вирм - источник всех бед. С их точки зрения, Вивер виновата в проблемах Гайи куда больше, чем Вирм. Во-вторых, для уничтожения Вирма необходимо истребить человечество, а другие племена не дают этого сделать - в общем, красные когти не понимают, как тогда соблюдать этот закон.

С третьим законом проблем не возникает - как уже говорилось, волки крайне территориальны. С пятым, шестым и десятым тоже - они также опираются на волчьи инстинкты. А вот для четвертого закона есть уточнение: бывает такое, что некий человек с честью сражается против гару, но терпит поражение и сдается, и тогда его согласно букве закона необходимо пощадить - но пощадить человека нельзя, поэтому красный коготь должен успеть убить его до того, как он капитулирует.

Седьмой закон также интерпретируется довольно своеобразно. Красные когти считают, что в самой человечине ничего запретного нет - опасность несут различные химикаты, лекарства и наркотики, которые в ней содержатся. Т. е. для них седьмой закон звучит скорее как: «Не ешь нечистое», - следовательно, если человечину очистить (тем более, у племени есть дар для очистки мяса), то ею очень даже можно питаться. Так что многие красные когти очень даже жрут людей (хоть и не признаются в этом другим племенам), и есть даже тайный лагерь, члены которого спасают Гайю, кормя ее мясом и страданием людей...

Восьмой закон для красных когтей непонятен. Да, все от Гайи, но травоядные созданы для того, чтобы на них охотиться, а люди созданы для того, чтобы их уничтожать. Куда тут рыцарствовать-то?

Девятый закон соблюдается, но в предельно упрощенной трактовке - красные когти просто не оставляют свидетелей в живых. Аналогично и с тринадцатым - красные когти попросту убивают всех людей, которые оказались слишком близко к каэрну. Одиннадцатый и двенадцатый законы кажутся племени лишними - мирное время давно кончилось, волки постоянно на войне, а вожаком должен быть сильнейший.


Вендиго - одно из «чистых племен», которое до сих пор не может простить бледнолицым осквернение «чистых земель» (Нового Света) и те беды и болезни, которые европейцы принесли коренным жителям Америки. А еще они помнят, как европейские гару, пообещав помочь, забирали себе каэрны. Ненависть к бледнолицым - очень важная часть культуры вендиго.

В отношении первого закона вендиго похожи на фианна, но еще более суровы: никакое пророчество не сохранит метису жизнь, если он зачат от бледнолицего. Очевидно, что и четвертый закон довольно часто не работает в отношении бледнолицых.

В нарушении третьего закона вендиго обвиняют всех прочих гару, и если добиться права физически присутствовать во владениях племени теоретически может каждый, то вот общаться с духами племени вендиго вряд ли разрешат кому-то, кроме звездочетов.

Тотемный дух Вендиго - известный людоед и обучает членов племени дару, который позволяет получать силу из крови и мяса врагов. Однако племя вендиго чтит седьмой закон и имеет дар для поиска гару-людоедов. Но если людоедом оказался не какой-нибудь бледнолицый, а один из вендиго, то дело передается на рассмотрение особому тайному совету, и если совет решит, что для выживания племени необходимо сохранить людоеду жизнь, то проводится сложный обряд, который смывает с людоеда всю порчу Вирма (причем, эта порча может превратиться в опасного бейна, а то и перелететь на другого гару, сделав его людоедом), а также почет и ранг - он по сути заново становится щенком.

Восьмой закон соблюдается, но с оговорками - рыцарство проявляют лишь к тем, кто этого заслуживает. Само собой, не к бледнолицым.


Уктена тоже являются «чистым племенем» - «старшими братьями» племени вендиго - но не затаили такой злобы на европейцев. Их борьба за спасение «чистых земель» направлена не столько против физических носителей порчи Вирма, сколько против вирмовых духов (а в MET племя уктена вообще оторвано от материального мира и с трудом и неохотой покидает Умбру).

А вот европейцы к уктена относятся с подозрительностью - очень уж племя славится своим любопытством и жаждой всяких тайных знаний, включая те, что от Вирма.

Первый закон соблюдается - родителей метиса ждет наказание в виде многочисленных болезненных обрядов очищения, после чего им позволят вернуться к исполнению своих обязанностей в септе. К самому метису отношение потребительское: если оккультная обстановка в септе благоприятная, то из него воспитают живое оружие, если же в недрах земли на территории септа заточён какой-либо могучий бейн (обычное дело для уктена), то метиса на всякий случай прирежут - он и так вирманутый какой-то, так что лучше перебдеть во избежание.

Второй закон соблюдается, но по-своему - уктена стремятся сперва изучить Вирма, а потом уже с ним биться. Сами понимаете, это лишь подогревает подозрения окружающих.

Границы владений племени вендиго - своих «младших братьев» - уктена признают и уважают. С землями других племен ситуация иная - многие из этих территорий были отняты европейцами у коренных жителей Америки, поэтому уктена зачастую считают, что третий закон тут не работает.

Четвертый закон уктена соблюдают, но опять же с оговорками. Во-первых, если противник сражался хитро и подло, то это бесчестьем не считается - уктена и сами такие, так что всё честно. Во-вторых, право на почетную капитуляцию не бесплатное - за него нужно что-то отдать. Само собой, в приоритете информация - уктена ценят всякие полезные секреты. А в былые времена они вынуждали пленных отрекаться от своих племен и вступать в ряды уктена.

Пятый и шестой законы вызывают проблемы в смешанных стаях и многоплеменных септах - сложно признать старшим того, кто не принадлежит к «чистым».

Среди культур, которые стали кинфолками племени уктена, были ацтеки, алгонкины и прочие индейцы, практиковавшие каннибализм. Само собой, среди уктена есть те, кто не прочь полакомиться человечинкой (исключительно с оккультными целями, естественно), но племя утверждает, что блюдет седьмой закон.

Девятый закон соблюдается даже чересчур ревностно, но тому виной привычка самих уктена всё скрывать. Они бы не против посвящать толковых людей (особенно шаманов) в тайну существования оборотней и даже подумывают о том, чтобы украсть у детей Гайи обряд для отключения первобытного ужаса у простых человеков, но врожденная скрытность не позволяет им это сделать.

Десятый закон не то чтобы игнорируется, но не особо исполняется, ведь с возрастом приходит мудрость, а мудрый шаман никак не может быть обузой. А вот с тринадцатым законом интересно получается - уктена прекрасно понимают важность каэрнов, но при этом осознают и их силу. Поэтому, как уже говорилось выше, уктена часто отправляют бейнов в заточение под каэрном, что с точки зрения любого другого племени является осквернением священной земли - поэтому уктена редко пускают чужаков в свои каэрны, даже если чужаки пришли с предложением помощи. Тем более, в прошлом такие предложения часто оказывались просто предлогом для того, чтобы отжать каэрн...


Черные фурии считают, что происходят от стаи черных волчиц, которых Артемида (которой была то ли Луна, то ли даже сама Гайя) сделала своей личной свитой. Это племя по своему мировоззрению очень вильдовое и считает, что во всех бедах мира повинен не только Вирм, но и Вивер - а также мужчины, которых эти двое членов Триата развратили и испортили. В общем, понятно, почему у черных фурий давняя репутация поехавших феминисток.

Материнство для черных фурий является священным долгом, а также определяет доступ волчицы к определенным дарам и обрядам - так что плодятся они исправно. Щенков мужского пола убивают или отдают в другие племена (за исключением метисов, но о них чуть позже), щенков женского пола воспитывают как новых черных фурий, поэтому племя на 99% женское и секс между гару никак не может привести к появлению метиса - поэтому лесбиянство не считается нарушением первого закона.

Случается такое, что черная фурия спаривается с мужчиной-гару другого племени и на свет всё же появляется метис. Традиционно виновным считается именно мужчина (это ведь он соблазнил несчастную фурию), мать почти никогда не упрекают в случившемся, а судьба метиса зависит от фанатизма септа. Как и прочие племена, черные фурии имеют свои уникальные заповеди Литании, и если старейшины септа решат, что важнее заповедь «Храни чистоту владений Вильда» (таковым владением является и женская утроба, а коварный соблазнитель осквернил ее, зачав метиса), то метиса принесут в жертву, а если важнее окажется заповедь «Обучай слабых, защищай беспомощных», то метиса обучат, примут в племя и даже гнобить особо не будут. Даже если метис мужского пола, ему может найтись место среди черных фурий (ну, он же ж бесплодный и увечный, разве ж это мужик?).

В отношении остальных законов всё предсказуемо - они исполняются, но с поправкой на менталитет племени. У черных фурий возникают проблемы с подчинением вожакам-мужчинам, борьба с Вивер зачастую оказывается приоритетнее борьбы с Вирмом, а старую и больную соплеменницу будут изо всех сил лечить, а не отправлять в зимний лес. И еще есть проблема с тем, чтобы бросать вызов вожакам - племенем руководят два совета, один из которых тайный, и совершенно непонятно, как вызывать на дуэль тайных владык (они ж тайные, их никто не видел).


Потомки Фенрира - выходцы из Скандинавии. Это оборотни-викинги с культом силы и разбоя, что, естественно, влияет на их интерпретацию Литании.

К метисам племя внезапно относится без особой ненависти. Потомки Фенрира всех своих щенков независимо от породы высмеивают, гнобят и избивают, цепляясь к чему угодно: внешности, привычкам, половой принадлежности. Если трусливая баба или мерзкий метис не могут постоять за себя и будут убиты сверстниками или взмолятся о пощаде и захотят примкнуть к другому племени - невелика потеря. А потом следует жестокий и кровавый обряд перехода, в котором щенки массово гибнут - опять же независимо от породы. Если метис всё это перенес, выстоял и проявил себя достойно, то претензий к нему минимум.

Родителей метиса за нарушение первого закона наказывают именно необходимостью достойно воспитать потомство, чтобы оно перенесло всё вышеуказанное. Если они не справились, их заставляют публично сожрать своего уродливого отпрыска.

Что касается однополого секса, то всё зависит от порядков в септе. Если старейшины считают гомосексуализм признаком слабости, то викинги-содомиты оказываются еще большими нарушителями первого закона, чем родители метиса. Если же руководство септа придерживается спартанских порядков и считает, что влюбленные друг в друга воины эффективнее сражаются, то гомосексуализм не считается нарушением Литании и даже поощряется.

Второй закон исполняется со стереотипно викингским: «Лучше я умру героем, чем буду жить трусом!» А вот третий закон соблюдается только в том случае, если потомок Фенрира уверен, что не может навалять хозяевам и отжать чужую землю/самку себе.

С четвертым законом есть тонкости - перед дуэлью с потомком Фенрира лучше бы обговорить детали поединка. Если гару-викинг решил, что это поединок насмерть, а вы попросите пощады, то он вас всё равно убьет, потому что честь требует этого.

С законами в отношении подчинения и дележки добычи всё четко - дисциплину викингские вожаки насаждают железной рукой. Бывают проблемы, когда подчиняться надо самке, метису или, например, сумасшедшему - но там всё быстренько решается парой поединков. Даже в военное время, потому что заповедь «оскорблений не прощай, на вызов отвечай» у фенриров имеет не меньшую важность, чем общие тринадцать. Но «нет чести в избиении щенка», так что правильный викинг не тронет юнца, а придет к его родителям, упрекнет их в плохом воспитании и убьет.

Седьмой закон племя трактует как «не ешь людей, но если всё-таки ешь, то не пались». Восьмой закон соблюдается, но с предсказуемыми оговорками: можно и наехать на слабого, если ты можешь этот наезд обосновать.


Теневые владыки считают, что каждая разновидность живых существ была создана Гайей для выполнения конкретной задачи, и никакие расовые, классовые и индивидуальные особенности не могут быть выше этого предназначения. Люди - племенное стадо оборотней, и никакие личные заслуги не в состоянии этого изменить. Потомки Фенрира - воины, а уктена - мистики, поэтому даже арун-уктена - меньше воин, чем рагабаш-фенрир (и наоборот: арун-уктена - больше шаман, чем даже теург-фенрир). Ну а серебряные клыки созданы, чтобы править: такова их роль, такую задачу им дала Гайя, и их племенной тотем - гордый Сокол - это подчеркивает.

Ну а свое предназначение теневые владыки видели в том, чтобы быть помощниками правителей - добровольными бета-особями волчьих стай. Поэтому тотемом они взяли птицу поскромнее - Ворону - и встали позади трона. Доблестному лидеру не пристало лгать, воровать или втыкать ножи в спину своим оппонентам - шэдюки взяли это на себя. Сами же они к власти не стремились.

Думаю, сейчас многие читатели воскликнут: «Что за бред?!» Объясняю: это одна из историй, которую в племени теневых владык рассказывают щенкам. Причем, это сопровождается присказкой в духе: «Слышь, маленький черномазый ублюдок! Не смей верить в то, что я тебе щас расскажу!» В общем, красивая сказка. Или всё-таки правда? Да кто ж его знает...

Всё сломалось под конец Владычества, когда люди с серебром в руках пошли против оборотней, и половина племен гару настаивала на уничтожении рода человеческого, а другая половина требовала мира. Теневые владыки считали, что эту проблему удастся решить так же, как и многие проблемы до этого: сильверфанги будут вслух соглашаться и с теми, и с другими, а втихаря дадут знак шэдюкам - шэдюки вырежут и человеческих вождей, и самых громких спорщиков среди гару, война закончится, раздор прекратится, всё вернется на круги своя. Но вместо этого один полоумный серебряный клык предложил решить вопрос путем честного состязания и проиграл звездочету, в результате чего и было создано Объединение, геноцид людей прекратился и людям стало позволено действовать без вмешательства гару. Теневые владыки не могли поверить в такой обосрамс и решили, что это какой-то хитрый план, поэтому всё же начали убивать - и серебряные клыки объявили их предателями.

После этого шэдюки поняли, что теория предназначений, походу, не работает. Они перестали испытывать пиетет перед сильверфангами и решили, что гару любого племени (включая и самих шэдюков) может быть правителем. А еще они нашли себе более подходящий тотем - Деда Грома: он выше Сокола и поистине правит небом, но не кричит и не хлопает крылышками, а медленно и неумолимо сгоняет тучи. Трусы и слабаки разбегаются, заслышав звуки грома, а для упрямых у Деда найдутся молнии - но при этом он способен и помочь живительным дождем, потому что при всей своей зловещести он таки от Гайи. Он и стал новым идеалом для племени, но к этому идеалу шэдюки отныне идут разными путями.

Неизвестно, сколько в этой истории правды, но про разные пути точно подмечено. Среди теневых владык по-прежнему есть добровольные бета-особи, которые готовы идти на любые злодеяния, чтобы поддержать достойного вожака - но есть и те, кто сами рвутся к власти и готовы творить любые злодейства (у них и дар найдется для смывания порчи Вирма), чтобы объединить других гару под своим правлением. А еще есть самые разные тайные общества, некоторым из которых вообще плевать на власть, потому что их цель, например, - погасить солнце. Есть лагерь судей рока - фанатиков-филодоксов, полностью лишенных властных амбиций и являющихся инквизиторами нации гару (своих соплеменников они тоже режут). Сами понимаете, отношение к Литании у всех этих лагерей и обществ совершенно разное, поэтому говорить о каком-то едином племенном понимании закона в случае шэдюков крайне сложно.

С судьями рока проще всего: они фанатично следуют букве Литании. Вплоть до наличия дара, суть которого сводится к «я исполню букву закона, а если при этом будет нарушен дух закона, то пусть Гайя (т. е. сторителлер своим мастерским произволом) покарает меня за это» В общем, судьи рока - отличный мастерский инструмент, а вот с воззрениями остальных лагерей теневых владык всё малость сложнее.

Первый закон? Метисы - позор (и полезный инструмент). Если метис родился в септе теневых владык, то этот факт нужно скрыть - метиса-шэдюка либо втихаря придушат, либо (если спрятать проще, чем придушить) явят миру позднее, приурочив к какому-нибудь пророчеству или знаменательному событию. Если же метис родился в септе другого племени, то теневые владыки в каждую голову с этой новостью влезут, используя это как аргумент в пользу никудышности тамошнего лидера.

Стоит ли говорить о том, что некоторые самцы шэдюков коварно осеменяют самок других племен, чтобы подстроить рождение метиса? Затем, когда репутация чужого септа уже рухнула, шэдюки приходят туда с предложением забрать метиса и вырастить его как теневого владыку. Естественно, метис преисполняется ненавистью к племени, которое от него отказалось, и, повзрослев, мечтает отомстить. Когда метисы разных племен объединились в движение лазаритов, главными там оказались именно метисы теневых владык (а когда движение стало слишком влиятельным, шэдюки официально перестали гнобить своих метисов, и из-за этого им перестали доверять и власть над лазаритами они утратили - да-да, шэдюки и своих топырят).

Второй закон соблюдается, но для борьбы с Вирмом не грех и самим притворяться тварями Вирма, вступать с ними в сговор, интриговать и подставлять своих соплеменников и членов других племен. В общем, бороться предполагается скорее хитростью и коварством, чем силой.

Третий закон трактуется в духе: «Никто его не соблюдает, и мы не будем. Но мы при этом не палимся». Четвертый закон не особо и нужен, потому что реально опасному сопернику просто не дадут возможности достойно сдаться - его прирежут втихаря. Соблюдение пятого закона, очевидно, зависит от того, к какому лагерю принадлежит теневой владыка. Восьмой закон резонирует с древними представлениями племени о предназначении.

Шестой закон не соблюдается вовсе. Если шэдюк - одиночка без политических амбиций, то свою добычу он добывает сам и забирает сам. Если он из того лагеря, что стремится к власти, то мнит себя самым главным и добычу не отдаст. Если же он добровольная бета-особь, то всё равно заберет важную добычу себе, потому что ему нужнее: вожак может оказаться слабым, его придется сместить и заменить новым, а бета продолжит стоять за троном.

Десятый закон, с точки зрения племени, нарушают все прочие племена гару - но ничего, теневые владыки это исправят, убрав обузу в виде слабых и недостойных вожаков. А сильный и достойный вожак не даст себя убрать и сам решает, когда у него война, а когда мир - поэтому одиннадцатый и двенадцатый законы не особо и важны.


Дети Гайи верят в то, что когда-то были душами щенков разных племен, которых гару убили в ходе очередной междоусобной войны. Гайя собрала эти души, оплакала их, нарекла своими детьми и вернула к жизни, чтобы усовестить убийц (шэдюки ворчат, что всё было не так и наглые дети Единорога просто взяли себе более пафосное название). Так или иначе, дети Гайи действительно славятся своим миролюбием, и именно они стояли за прекращением Владычества. Естественно, это влияет на их отношение к Литании. Дети Гайи считают, что Вирм извратил не только всё сущее, но и практику толкования законов, поэтому нация гару, хоть и получила Литанию, не понимает ее и исполняет неверно.

Первый закон? Мы говорим про племя, которое практикует обряд туч и дождя - ритуал, в ходе которого гару с помощью группового секса усмиряют свою ярость. Дети Гайи не одобряют зачатие новых метисов - очень уж много с ними проблем, кроме того щенок может родиться настолько изуродованным, что его придется убить из милосердия - но к уже существующим метисам относятся нормально и даже усыновляют метисов других племен. Во-первых, это позволяет наладить надзор и избежать части связанных с метисами проблем. Во-вторых, метисы бесплодны, значит использование их как партнеров в обряде туч и дождя позволит избежать новых залётов...

Второй закон? Дети Гайи напоминают, что он состоит из двух частей и вторую все нарушают. Истребляя тварей Вирма, другие гару лишь подкармливают своей яростью Зверя Войны, способствуя распространению вирмовой порчи. Миротворческая деятельность - прямое соблюдение второй части второго закона. Именно поэтому дети Гайи несут мир по всему земному шару, регулярно нарушая третий закон (но виноватыми себя не считают, ибо как могут быть чьи-то земли чужими для детей ГАЙИ?).

Законы в отношении подчинения соблюдаются, но предпочтение отдается бескровным методам. В стаях, где нет люпусов, вожака могут вообще голосованием выбирать и переизбирать. Но даже люпусы смиряются с тем, что вожака определяют не сила и чистокровность, а опыт и навыки. Потому и десятый закон постоянно нарушается: старики часто и сами не хотят быть обузой, но народ их просит и вынуждает.

В общем, суть вы поняли: дети Гайи подвергают сомнению традиционную трактовку каждого из законов и следуют Литании очень по-своему. У племени даже есть пророчество, согласно которому точку в Апокалипсисе поставит великое дитя Гайи по имени Отчаянный, и для этого ему предварительно придется подряд нарушить все заповеди Литании. Это, скорее всего, просто метафора для отказа от предубеждений и здравого смысла, но мало ли...

Отдельно стоит упомянуть девятый закон. Дети Гайи вызывают не такой сильный первобытный ужас, как другие племена, плюс у них есть дар для полного отключения первобытного ужаса у выбранного человека. Как вы понимаете, племя частенько приглашает «в семью» людей, которых считает союзниками в деле спасения Гайи.


Безмолвные странники мало могут рассказать о своем прошлом, потому что проклятье Сета отрезало их от умбральной родины племени и не позволяет поговорить с предками, раскрывая тайны истории. Тем не менее, они помнят, что в незапамятные времена первыми из гару заметили появление Преграды и заинтересовались судьбами душ умерших. А еще они всегда были самыми быстроногими из гару, и другие племена платили им золотом и гнозисом за доставку сообщений и посылок. Бывая в разных местах и видя разные обычаи, безмолвные странники предсказуемо пришли к пониманию того, что законы можно трактовать по-разному.

Первый закон нарушается довольно часто - в дороге бывает одиноко, гару проникаются внезапным доверием и симпатией (эффект случайного попутчика же), вот и случается one night stand. С высокой вероятностью странник, заделавший метиса самке другого племени, вернется и захочет забрать щенка, и на то две причины. Во-первых, Сова, скорее всего, и так подстроит события так, чтобы метис пришел в племя своего отца. Во-вторых, если самка убьет метиса, чтобы стереть свой позор, за безмолвным странником станет гоняться еще один злобный призрак.

Что касается второго закона, то безмолвные странники ценят мудрость не меньше, чем честь, поэтому, как правило, не кидаются на вирмовых тварей сломя голову, а сливают координаты вирмовой порчи септам других племен. Исключение - вампиры: их странники ненавидят слишком люто, чтобы отдавать на растерзание другим.

Третий закон постоянно нарушается, потому что странникам регулярно приходится пересекать чужие территории и не всегда у них есть возможность уведомить хозяев. Четвертый закон соблюдается - странники малочисленны и потому понимают важность этой заповеди. Десятый закон священен: если странник слишком стар и слаб, чтобы бежать - ему нет места на дороге.

Безмолвные странники часто живут в одиночку или парами, в септах они гости, они повсюду чужие. Поэтому законы в отношении субординации соблюдаются применительно к старейшинам племени, а если речь идет о вожаках из других племен, то странник скорее изобразит подчинение, а потом поторопится свалить, но не будет бросать вызов недостойному.

Что касается седьмого закона, то странники его соблюдают, но не все: в рядах племени есть тайное общество пожирателей мертвых, которые умеют копаться в воспоминаниях людей и нелюдей путем съедения их мозгов.


Костегрызы тоже немногое могут рассказать о происхождении племени (у них сложности с бэкграундом Ancestors), но есть мнение, что первый костегрыз был братом первого серебряного клыка, а точнее - самым младшим щенком из того помёта. Поэтому он был самым слабым, и ему доставались лишь объедки от трапезы старших братьев, ну а еще он тухлятину жрал, что ему тоже здоровья не прибавляло. Зато, когда неопознанная вирмота ввалила славных люлей всем старшим братьям, именно первый костегрыз, весь бой отсиживавшийся в кустах, смог в итоге цапнуть врага за уязвимое место и одержать победу.

Правда это или нет, но костегрызы действительно не спешат лезть в драку и надеются пережить Апокалипсис, где падут все прочие племена. Крыса - их духовный покровитель - тотем войны, но и выживать она умеет лучше многих.

В середине XVI века старейшины племени приняли три важнейших закона, которые повторяют на каждом вече костегрызов: «Не помогай людям выживать, если от этого не зависит наше выживание. Не причиняй вреда людям, если они нам не угрожают. Не убивай людей ради пропитания, если нам не грозит гибель».

Что же касается Литании, то на том великом вече, где принимали законы, к голосам костегрызов особо не прислушивались, что дает им моральное право утверждать, что эти законы им навязали. Нарушаются они довольно часто, и преступлением костегрызы считают не сам факт нарушения, а то, что нарушитель попался.

Первый закон? Крыса не была бы Крысой, если бы не умела стремительно размножаться. На метисов скидывают самую грязную и унизительную работу, но никто их намеренно не гнобит, а еще костегрызы усыновляют метисов других племен, наплевав на то, что это лишь умножает лежащий на племени позор. Численное преимущество наверняка поможет пережить Апокалипсис.

Второй закон? Костегрызов считают трусами и предателями, вступающими в сомнительные сделки с раткинами, носферату и прочими тварями Вирма. Однако когда кто-то хочет публично им за это предъявить, костегрызы озвучивают такие факты из биографии обвинителя, что он сам начинает выглядеть как вирмов прихвостень. Интересно, откуда они это узнают?

Костегрызы живут в городах, где территорию приходится делить с различными людьми и нелюдьми, с некоторыми из которых заключено непрочное перемирие, а другим лучше не попадаться на глаза. Так что и метить каждый фонарный столб, и вопить на каждом углу, кто ты и из какого септа - крайне глупо. Уважение к чужой собственности также не имеет смысла, потому что на городском дне воровать приходится постоянно. В городе всё вообще по-другому, так что третий закон попросту не нужен.

Костегрызы знают, что в понимании других племен лишены чести, поэтому даже не рассчитывают на почетную капитуляцию. В качестве ответной меры они сами не спешат соблюдать четвертый закон: костегрыз сперва вдоволь попрыгает на голове поверженного противника, а потом уже задумается над тем, стоит ли заметить зажатый в его руке белый флаг.

Костегрызы привыкли занимать подчиненное положение в многоплеменных септах и не возражают, когда кто-то забирает себе самые сочные куски (пусть дураки расшибают себе головы, а Крыса умеет питаться остатками). Искреннее уважение они испытывают только к своим старейшинам.

Жрать человечину запрещают и Литания, и внутренние законы костегрызов, но, тем не менее, в рядах племени затесалось тайное общество людоедов. Их, конечно, раскрыли и перебили (это был очень большой шухер и скандал), но явно не всех.

Десятый закон не соблюдается: костегрызы заботятся о своих стариках и безумцах, пока они способны выживать, не нарушая Вуаль. С Вуалью вообще строго - город требует скрытности, и в тревожные времена костегрызы могут объявлять чрезвычайное положение, обязывающее всех городских оборотней находиться в хомиде, пока они пребывают в материальном мире.


Стеклоходы не всегда так назывались. Самое раннее название племени, судя по всему, - пастухи обезьян (чуть позже - пастухи людей), и серебряные клыки говорят, что это название пошло от той задачи, которую они, клыки, возложили на будущих стеклоходов. Однако среди стеклоходов есть те, кто утверждает, что всё было иначе: еще до разделения гару на племена Вирм наслал на них порчу, вервольфы сошли с ума и устроили междоусобицу, но некоторые сохранили рассудок и спрятались от войны среди людей, а затем и стали их пастухами. В ходе Владычества они спасали своих кинфолков и учили их тому, как подставлять неудобных людей, чтобы гару при отбраковке стада убивали именно их.

Когда люди начали строить города, пастухи это всячески поддерживали. В самый первый город они не пошли (как-то там вампиров много было), а вот в последующие - очень даже. Так будущие стеклоходы и стали городским племенем. Костегрызы вот тоже городские, но всё же слишком вильдовые - оттого держатся очагов буйной жизни в городе: окраин, парков, скверов, мусорных свалок и т. д. Стеклоходов же привлекала именно городская инфраструктура - они очень вивернутые. В отличие от остальных гару стеклоходы считают Вивер не сумасшедшей, а просто необученной. Человечество развивалось, совершенствовало письменность и ремёсла, в Умбре зарождались новые инкарны технологий и информации - племя захотело стать частью этого.

В эпоху Возрождения племя сменило свое название (вот только на какое - неизвестно; вроде бы, тетрасомианцы, но это неточно), во времена Дикого Запада - еще раз (тогда они стали железными всадниками) и, наконец, на рубеже XIX и XX веков стеклоходы стали стеклоходами.

Все прочие племена называют стеклоходов рабами Вивер, стеклоходы же парируют тем, что кинулись в самое пекло борьбы с Вирмом, пока остальные гару по лесам бегали. Однако с Вивер они действительно как-то перегибают, и, когда в конце XX в. выяснилось, что один из лагерей стеклоходов занимается насильственной киборгизацией люпусов, это очень подпортило репутацию всему племени.

Казалось бы, первый закон должен мало что значить для прогрессивного племени, состоящего преимущественно из хомидов. Стеклоходы понимают эту заповедь как «Дай потомство хотя бы дважды в своей жизни, а потом пердолься с кем хочешь и как хочешь, потому что свой вклад в поддержание популяции ты уже внёс». Да, метисы - это палево (особенно в городе), но это явно какая-то генетическая аномалия, а не вирмова порча, как считают остальные - наверняка, развитие науки поможет эту проблему решить.

Однако тот шухер с насильственной киборгизацией привел к тому, что стеклоходы стали меньше выпячивать свою прогрессивность. Виновных нашли и перебили, но среди гару стало набирать силу мнение о том, что неплохо бы истребить вообще всех стеклоходов для верности - вот стеклоходы решили не борзеть. Поэтому в XXI веке они внезапно ринулись соблюдать первый закон.

Город пропитан вирмовой порчей - Вирмом воняют не только фоморы и вампиры, но и банально алкоголики, наркоманы и простые граждане, спешащие с работы домой, чтобы избить жену и детей. Если задаться целью истребить всё вирмовое, то нужно вырезать всё городское население и каждое здание снести, а то они тоже провоняли. В общем, дословное следование второму закону в городе лишено смысла. Поэтому стеклоходы соблюдают вторую часть второго закона - не бегают за каждой вирмовой тварью, а стараются предотвратить появление еще большей вирмоты.

Отношение к чужой территории и собственности у стеклоходов восходит к уличным нравам, т. е. важно не только то, кто владеет, но и то, кто крышует. Т. е. третий закон соблюдается, но специфично. Плюс, есть непонятки в отношении информации: кто-то из стеклоходов считает, что у этого ресурса тоже должны быть свои хозяева, другие же говорят, что информация должна быть свободной.

Четвертый закон соблюдают при взаимодействии с другими племенами, но забивают на него внутри своего племени (впрочем, это не только четвертого закона касается). Стеклоходы - цивилизованное племя, и чаще всего решают свои разногласия путем игр и состязаний, а не драк, так что капитулировать никому не приходится. Если же и случается драка, то, как правило, за бойцами просто присматривают и растаскивают только в том случае, если кто-то из них получил травмы, исцелить которые сложно даже с использованием продвинутых медицинских технологий.

Законы относительно подчинения трактуются самым различным образом в связи с существованием внутри племени самых разных лагерей - от жестких корпоративных и мафиозных структур до кружков юных хакеров. Человечину не жрут, слабых стараются не обижать (но не из рыцарских соображений - стеклоходы чувствуют себя выше и лучше презренных людишек - а из-за того, что Таракан, тотем племени, учит видеть толк даже в самых мелких и мерзких существах). Десятый закон соблюдается, но по-своему - стариков не убивают, а просто отправляют на пенсию (и порой действительно выделяют им какое-то финансовое пособие). Законы в отношении Вуали исполняются особенно параноидально - в городе с этим строго.


Звездочеты для меня не совсем понятны, потому что они слишком восточные, слишком пропитаны буддизмом и т. д. Враг для них - не Вирм, а разум, потому что именно обладание разумом заставляет желать несбыточного, цепляться за ненужное, испытывать страдание. Племя считает, что можно, используя разум против разума, отринуть страдание, порвать сети Вивер, освободить изначального Вирма и вернуть в мир баланс. И речь не идет о честности и доброте, потому что еще в незапамятные времена, когда некий змей пошел войной против Нефритового императора (которого беловолки считают богом-творцом, хотя в реальном даосизме это не так), первый звездочет, который был просто волком без каких-то человеческих свойств, встал на сторону змея и признал его своим вожаком - но когда змей отвлекся, первый звездочет откусил ему голову, и сам Нефритовый император охренел от того, что животное оказалось способно на предательство во имя благой цели (именно после этого он и сделал первого звездочета из волка оборотнем).

На рубеже XX и XXI в. звездочеты потеряли несколько каэрнов. Последней каплей стало истребление септа Снежного Барса танцорами Черной спирали. Получив приглашение от хенгеёкаев, звездочеты перестали быть частью нации гару и стали подданными звериных дворов Востока. Тем из них, кто остался на Западе, пришлось несладко, потому что прочие гару сочли их предателями.

Однако до 2000 г. звездочеты находились в составе нации гару и подчинялись Литании. Естественно, законы они интерпретировали по-своему. И, само собой, племя разбито на несколько лагерей с диаметрально противоположными целями от «принести просвещение всему миру, чтобы Вирм ослаб в душах людей и нелюдей» до «освободить Вирма, потому что иначе Апокалипсис не остановить», что также усложняет задачу по формулированию какого-то единого племенного взгляда на Литанию.

Звездочеты считают отвратительными как совокупление гару друг с другом, так и продукт этого совокупления. Родителей метисов отправляют высоко в горы (туда, куда без падений и переломов даже гару не доберутся), чтобы они там без еды и воды каялись и думали о своем поведении, а их уродливое потомство сбивают в одну стаю, на которую вешают самые грязные и опасные из текущих задач септа. Хотя вот в септах, менее замороченных физическим существованием племени и более занятых осмыслением спиритуальной стороны вопроса, метиса могут и ламой сделать (не животным, а религиозным учителем).

Стремление других гару защищать свои земли и собственность звездочеты воспринимают как очередное доказательство того, что разум порождает желание и приводит к страданию. Они пытаются от этого избавиться, но готовы соблюдать чужие границы из соображений уважения. Для себя важными они считают границы сознания: вломиться на чужую землю - допустимо, в чужую голову - нет.

Звездочеты уделяют много внимания боевым искусствам и связанной с ними философии, поэтому пощадить противника, который достойно сражался, для них - дело чести. Пятый и шестой законы священны, потому что способствуют как усмирению эго, так и выстраиванию надлежащих отношений между учителем и учеником. Законы в отношении вызова вожаку соблюдаются только применительно к светским лидерам, потому что бросить вызов духовному гуру - это что-то немыслимое. Восьмой закон исполняется, т. к. звездочеты не хотят портить себе карму бессмысленными убийствами низших существ. Старики и больные уходят сами, чтобы не вынуждать соплеменников пачкать карму их убийством. Но вот если глупый щенок навлечет беду на каэрн, то его убьют и о карме даже не подумают.

*          *          *

Думаю, теперь вы понимаете, как вольно интерпретируются заповеди Литании и насколько важно для гару, чтобы его за нарушение законов судили свои. Если, к примеру, серебряный клык перебьет кучу народу, то соплеменники явно накажут его за нарушение восьмого закона, но если то же самое сделает красный коготь, то другие красные когти лишь похвалят его за следование второй заповеди. А вот если по какой-то причине этот красный коготь попадется серебряным клыкам...

В общем, думайте, что делаете, и дружите со своими филодоксами.

Источники: Werewolf the Apocalypse rev., Werewolf the Apocalypse 20th anniversary ed., Player's Guide to the Garou, Werewolf Storyteller's Handbook rev., Werewolf Storyteller's Companion, Changing Ways, MET Werewolf the Apocalypse, MET Apocalypse, а также книги племен обеих редакций.

Иллюстрации: Gabriel Bulik XIX (https://www.artstation.com/gabrielbulik) и Volkniv (https://www.deviantart.com/volkniv)

5 комментариев:

  1. Спасибо за интересный материал. Теперь и о племенах лучше осведомлён!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересное изложение:)

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно было бы посмотреть на ситуацию и литании Танцоров Черной Спирали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выбрать Голову Гидры(конкретный ошмёток Вирма) и во всём ему служить. Ещё защищать каэрн, однако. А дальше уже как спиритуальное начальство прикажет.
      Это то что из третьередакционной Книги Вирма помню, может в двадцатке дополнили

      Удалить
  4. Стеклоходы вроде считают что Вивер заболела и её надо бы пофиксить, чтобы снова всё стало окей. Ичсх, они вроде как и правы, судя по Книге Вивер.
    А больше 50% их трайббука(оформленного как интервью, которое у них тян из Кораксов берёт) состоит из яростного очковтирательства на тему того, насколько же они верны Гайе(вернее всех на этом свете), абсолютно не служат Ткачихе и не затаинчены ею, нет-нет! И даж когда в чатике постановили квест "Исцелить Ткачиху", то все на него грустно вздохнули, но делать ничего не стали.
    По крайней мере, в ревайзде, хз чо там в двадцатке.
    Алсо. Вот насчёт вуали никогда не мог в толк взять. Почему вампиры Маскарад держат - абсолютно ясно, боятся возвращения Инквизиции. Почему феи - тоже, Банальность лопнет их как мыльный пузырь за попытки выёживаться. Но оборотни и маги? И те и другие имеют свою выгоду в том, чтобы разрушить статус-кво. И тех и других не развоплощает людским вниманием просто так - одним надо принять боевую форму, чтобы начать всех пугать, другим - начать колдовать вульгарку у всех на виду. Но печатающий(или пишущий маркером в зубах) осмысленные сообщения у всех на виду стеклоход в форме Люпус, или там, дружественный чародей-линейщик(или пленный вампир) - никак не наказываются ни Делириумом, ни Парадоксом. Так почему не начать ломать привычную картину мир людям изо всех сил?(разумеется, не подставляя убежища, быстро прячась после перформансов, и соблюдая прочие предосторожности) Традишкам выгодно продемонстрировать людям хотя бы и линейную магию, лишь бы разрушить созданный Технократией материалистический Консенсус. Оборотням выгодно объяснить людям про существование духов, Триат, Гайи, и что загаживание природы убьёт их не через сотни лет, а типа, прям вот со дня на день, а потому срочно останавливаемся под угрозой смерти переизбытка волчьих когтей в черепе. Да, Технократия и Пентекс будет бороться с утечками, но их можно просто повторять и наращивать масштаб, пока картина мира не рухнет, никакой пиар-отдел не всемогущ, даже у Пентекса и НМП. Сами технократы тоже не могут перезаписывать реальность целыми кусками, ибо их Парадокс тоже прекрасно шпыняет за такое.
    Так что единственное, что может помешать, это лично божественное вмешательство Вивер сверху. Но у волков тоже своя богиня есть, даже если немножко ущербная.
    Так как бы?.. Просто сюжетные рельсы, или есть ещё какие нибудь причины безропотно позволять людям верить во что угодно, только не в трушное положение дел, игнор которого грозит скоропостижным Апокалипсисом?

    ОтветитьУдалить