воскресенье, 19 сентября 2021 г.

Balefire


 

Недавно один подписчик спросил у меня в телеграме: «Как обсчитывать урон от бэйлфайра?» - я в ответ напечатал: «Лол, никак. Бэйлфайр не наносит урона», - и собирался уже нажать Ctrl+Enter для отправки сообщения, но затем стёр написанное и призадумался.

Во-первых, иногда ведь всё-таки наносит. Во-вторых, разногласия в правилах тут не между разными редакциями и подсеттингами (что для беловолков и их правопреемников типично), а прямо внутри редакций. В-третьих, бэйлфайр - вообще штука интересная... В общем, давайте по порядку.

Что же такое бэйлфайр (balefire)? Фанаты линейки оборотней тут же ответят, что это мерзкого вида зеленое пламя, которое не только жжет, но и отравляет, и радиацией фонит, и вообще насыщено вирмовой порчей. И будут правы.

«Постойте! - возразят фанаты фей. - Но ведь бэйлфайр - это пламя в очаге любого фригольда. Это огонь, который согревает подменышей, и питает их гламуром, помогая бороться с растущей банальностью». И тоже будут правы.

Как же так получилось, что одним и тем же словом в сеттинге называют и испорченный вирмов огонь, и согревающее пламя фейского очага? Ответ дает Book of the Wyrm: племя Белых завывателей (происходившее из народа пиктов) знало о традициях фей и об их священных огнях, поэтому, скорраптившись и став племенем Танцоров Черной спирали, стало обзывать бэйлфайром пламя Вирма. Осталось только подобрать такой перевод на русский язык, чтобы подходило под оба смысла.

В современном английском языке слово balefire используется редко, чаще всего - как часть всяких названий и прочих имен собственных. Или для обозначения каких-то важных огней в вымышленных мирах (Warhammer Fantasy, Wheel of Time, ну или вот World of Darkness). Или для описания пожаров. Этимологически оно происходит от староанглийского bǣlfȳr, которым обозначали сигнальный, погребальный или жертвенный костер - и последнее значение мне кажется наиболее подходящим в рамках WoD.

Для создания нового фригольда фее нужен уголек из очага уже существующего. Так, например, пламя всех фригольдов на территории США восходит к очагу фригольда верховного короля Дэвида в Нью-Йорке. И чтобы разжечь из уголька жаркое пламя, которое будет питать гламуром кучу фей, надо сперва гламур пожертвовать - и поэтому создатель фригольда должен сжечь сокровище или химеру, да еще и собственного гламура в печку подкинуть. По крайней мере, в C20 точно так.

Что касается танцоров Черной спирали, то многие из них регулярно жертвуют пламени самих себя - поджигают себя бэйлфайром и долго горят, превозмогая боль и надеясь получить откровение от Вирма. Правда, получают они только раковые опухоли... Возможно, это и есть откровение?

В общем, и оборотни, и феи приносят своим бэйлфайрам жертвы, так что я, с вашего позволения, буду далее переводить balefire как «жертвенное пламя». Ну а чтобы не возникало путаницы с огнями фей, буду уточнять - «вирмово жертвенное пламя». А иногда и просто «вирмово пламя» для краткости.

Вирм поразил своей порчей все стихии, и скоррапченный огонь (а если точнее - скоррапченный жар земных недр) - это и есть вирмово жертвенное пламя (Werewolf Storyteller's Handbook rev). Танцоры Черной спирали называют его «кровью Вирма» (WtA rev), а порой и «дерьмом Вирма» (Book of the Wyrm 2nd ed). Это зеленое или зеленоватое пламя, которое выглядит густым - языки огня будто бы не пляшут, а текут. Из этого пламени состоит тело Фурмаса - Вирма стихии огня (Book of the Wyrm 1st ed). Его инкарной-мельином является лорд Керн, имеющий облик мужчины, истощенного от лучевой болезни, с ног до головы покрытого кипящей лавой и разъезжающего по Умбре на огненной колеснице, распространяя вонь горящей серы.

Примечание. В рамках сеттинга атомная энергетика - это не что-то плохое и вирмовое. Вот радиация - она от Вирма, а сам по себе ядерный распад - никак нет. Я уже слышу, как фейспалмят технократы, но в контексте оборотневского анимизма всё именно так: духами радиации являются бейны, а духами атомной энергии - вполне себе добродушные атомные элементали (WtA 1st ed). Т. е. отдельно существуют чистый атом и плохая радиация. Вот в реакторе Чернобыльской АЭС горело зеленое пламя и было совсем вирмово (и именно поэтому туда вломился Керн с целью покушать (Book of the Wyrm 1st ed), что и привело к трагедии), а в эпицентре ядерного взрыва добрые элементали греются - но в зоне радиоактивного заражения всё равно расплодятся бейны.

Вирмово жертвенное пламя действительно не только обжигает, но и поражает своих жертв вирмовой порчей (Player's Guide to Garou), выражающейся в различных опухолях и прочих патологиях. Достоинство Immune to Wyrm Emanations позволяет гару не получать этих патологий (и игромеханических штрафов от них) при контакте с пламенем (Player's Guide to Garou).

Впервые игроки встретились с вирмовым жертвенным пламенем в корбуке Werewolf the Apocalypse 1st ed и в Book of the Wyrm 1st ed, а конкретнее - в описании пятирангового дара Balefire племени Танцоров Черной спирали. Танцор швыряет зеленый файрболл, делая бросок Dexterity + Athletics (сложность определяется дальностью, выцеливанием конкретной части тела, наличием укрытий и прочими модификаторами для дальнего боя). От него вполне можно увернуться - по крайней мере, запрета на уворот в правилах нет. Если же увернуться не удалось, то жертва... нет, не делает бросок поглощения урона, потому что урона никакого и нет. Охватившее жертву зеленое пламя не сжигает, а изменяет ее, заставляя мутировать. Дайспул сопротивления мутации - Stamina+4 (сложность не указана, но, наверное, имеет смысл использовать сложность для огня химической природы - 9). Успехи на броске сопротивления вычитаются из успехов, набранных на броске файрболла: если у танцора Черной спирали ничего не осталось, то и мутации не будет. Если же жертве не повезло, то она получает уродства на усмотрение рассказчика (от облысения до зарастания глазных щелей или ноздрей). Естественно, это приведет к каким-либо игромеханическим штрафам. Отлечиваются же эти уродства по правилам залечивания аггравированного урона.

Т. е. урона как такового жертва не получает - никаких уровней здоровья перечеркивать не надо. Просто пометьте где-нибудь на полях чаршита, что персонаж получил столько-то «пунктов уродств» (в количестве, равном оставшимся успехам танцора-файболлометателя после вычитания успехов жертвы) и какие-то штрафы, которые исчезнут только после того, как «пункты уродства» будут вылечены так, как если бы были пунктами аггравы.

В корбуке WtA второй редакции дар Balefire отличается от перворедакционного только тем, что для сопротивления мутации делается бросок Stamina по сложности 8.

Однако в Book of the Wyrm 2nd ed вирмовым пламенем можно стрелять из огнемета, и тогда он поджигает и наносит урон по правилам обычного огня (т. е. 1-3 аггравы в ход в зависимости от площади поражения тела) до тех пор, пока жертва не потушит пламя. Поглощать этот урон нельзя, но можно нейтрализовать его даром Resist Toxin. Ожоги от жертвенного пламени Вирма заживают вдвое дольше обычной аггравы, а если эта огнеметная атака уронит здоровье оборотня ниже Incapacitated, то он делает бросок на боевой шрам, добавляя 10 к полученному результату (по правилам второй редакции боевые шрамы наролливаются по таблице) - это и будет полученное уродство.

В ревайзде вирмокниги не было, так что жертвенное пламя Вирма присутствовало только в виде пятирангового дара. Всё тот же бросок Dexterity + Athletics, но вот увернуться жертва уже не сможет - файрболл ведет себя как разумное существо и летит по хитрой траектории. Так что пламя в любом случае охватывает жертву и начинает ее изменять. Сопротивляться можно броском Stamina по сложности 8. В остальном всё точно так же, как и в первой редакции, т. е. урона нет, а оставшиеся успехи файрболлометателя превращаются в «пункты уродств» жертвы. Ах да, после отлечивания уродств (по правилам лечения аггравы, естественно) неплохо бы еще обряд очищения пройти, а то ведь очень Вирмом воняет.

В четвертой редакции есть и дар Balefire (в корбуке W20), и огнеметы с вирмовым пламенем (в W20 Book of the Wyrm). В описании дара уточняется, что зеленый файрболл можно не только швырять руками, но и выплевывать ртом или испускать другими анатомическими отверстиями, которых у танцоров Черной спирали (с учетом мутаций и уродств) может быть куда больше, чем положено природой. В любом случае это будет бросок Dexterity + Athletics, запрета на уворот нет, а бросок сопротивления мутации - Stamina по сложности 8. И в двадцатке всё прям как-то очень жестко, потому что оставшиеся у файрболлометателя успехи после вычитания успехов жертвы - это и уровни аггравированного урона, и уродства на усмотрение рассказчика. Т. е. согласно корбучным правилам вирмово жертвенное пламя и дамажит, и уродует. Для устранения уродств мало залечить агграву, нужно еще руками поработать с использованием хирургических инструментов и едких кислот, причем лучше бы это сделать поскорее, а то ведь очень Вирмом воняет.

Что касается вирмового пламени в огнеметах, то в W20 оно поджигает жертву и наносит урон по правилам обычного огня. Поглощать этот урон нельзя, но можно нейтрализовать его даром Resist Toxin. Ожоги заживают вдвое дольше обычной аггравы, а если эта огнеметная атака заставит оборотня делать бросок на Remain Active, то он получает не один боевой шрам, а два - это и будут полученные уродства.

В MET (т. е. подсеттинге WoD для LARP'ов) всё тоже по-разному. В Laws of the Wild 1st ed вирмово жертвенное пламя не наносит урона, а лишь наделяет жертву уродствами. В MET Book of the Wyrm оно используется как напалм и наносит аггравированный урон подобно обычному огню, но ожоги заживают вдвое дольше, а также вдвое увеличивается вероятность получить боевой шрам. И да, Resist Toxin помогает.

А вот в MET WtA бросок зеленого файрболла (пахнущего серой и тухлым мясом) - это внезапно не физическое, а ментальное действие, так что жертва от него не уворачивается, а защищается силой воли. Если жертве не повезло, то она получает уродства (временные игромеханические штрафы, продолжительность которых увеличивается при повторных попаданиях файрболлами), вонь вирмовой порчи и аггравированный урон, причем довольно небольшой - 2 аггравы (3 при наличии у файрболлометателя специализации на интеллект). Для сравнения приведу цифры урона других пятиранговых даров в MET WtA: Earth's Crushing Embrace красных когтей наносит 3-4 урона всем в радиусе 10 шагов от персонажа (при наличии специализации на интеллект урон аггравированный), а Heart of Ice вендиго наносит 5-6 агграв одной цели (6-7 при наличии специализации на восприятие). Это при том, что оборотень по правилам MET WtA имеет 9 ХП (в криносе и при наличии специализации на выносливость - 12).

Ах да, еще ведь есть бейновы клейвы (Baneklaives) - фетиши 5 уровня (гнозис 7). Украшенные рунами серебряные клинки этих мечей после активации как раз горят зеленым жертвенным пламенем и источают вонь Вирма. Атака бейновым клейвом идет по сложности 7, наносит он сила+3 аггравы, а при активации добавляет 1 точку Melee и позволяет высасывать гнозис из духов. Правила этого высасывания в разных редакциях разные, да и сейчас не о них, так что гляньте сами - Book of the Wyrm 2nd ed (стр. 145) и W20 Book of the Wyrm (стр. 184). В рамках данной статьи важно то, что горящий вирмовым пламенем и воняющий Вирмом клинок не вызывает мутаций и уродств, а лишь наносит урон.

Итак, какие же выводы можно сделать из всех этих разных механик?

1. Вирмово жертвенное пламя воняет Вирмом (что очевидно), и те, на кого оно попало, также могут провонять и будут обнаруживаться даром Sense Wyrm. Убрать эту вонь можно обрядом очищения (Rite of Cleansing).

2. Вирмово жертвенное пламя может наносить урон или вызывать мутации, или иметь оба этих эффекта.

3. Если вирмово пламя не является основным поражающим фактором, а по сути украшает оружие (горит на клинке активированного вирмового клейва), то оно увеличивает урон и не вызывает мутаций.

4. Если вирмово жертвенное пламя само по себе используется в качестве оружия (посредством огнемета), то оно наносит урон по правилам обычного огня, а мутации вызывает только в том случае, если жертва от воздействия пламени свалилась в нокаут.

4.1. Выстрел вирмовым пламенем из огнемета проводится по стандартным правилам стрельбы, т. е. от него можно уворачиваться при наличии укрытий и заграждений.

4.2. Урон от вирмового пламени, использованного в качестве оружия, аггравированный и поглощается только дополнительными кубами, которые дает дар Resist Toxin.

4.3. Ожоги от вирмового пламени, использованного в качестве оружия, заживают вдвое дольше обычных ожогов.

5. Если вирмово жертвенное пламя используется в виде файрболла, созданного пятиранговым даром Balefire племени Танцоров Черной спирали, то оно вызывает мутации и может наносить урон (а может и не наносить - зависит от версии правил).

5.1. Файрболл можно не только швырять руками, но и выплевывать ртом или испускать другими анатомическими отверстиями, т. е. связывать танцору руки бесполезно.

5.2. В зависимости от версии правил файрболл может быть просто метательным снарядом (и тогда от него можно уворачиваться), может направляться разумом танцора Черной спирали (и тогда от него нельзя увернуться, но можно защититься силой воли), а может и сам быть будто бы разумным (и тогда он обязательно попадает в цель).

5.3. В тех версиях правил, где от файрболла нельзя увернуться, он наносит сниженный урон или не наносит урона вовсе.

5.4. В отличие от вирмова пламени, используемого в качестве оружия, файрболл вызывает мутации не при падении жертвы в нокаут, а сразу при попадании в цель.

6. Достоинство Immune to Wyrm Emanations дает иммунитет к мутациям, вызванным жертвенным пламенем Вирма.

Надеюсь, этой статьей я смог ответить на вопрос подписчика и упростить использование жертвенного пламени при вождении игр по WtA.

3 комментария:

  1. Имею вопросы.
    1. В ВтМ нет лучевой терапии как благотворного применения зловредной радиации? Или в установках ЛТ бейны приручённые на цепи сидят?
    2. Почему-то мне зацепилось за память, что 3 уровень Даймониона тоже даёт зелёное пламя. Ошибаюсь?
    Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1)В статье же есть про условно светлых атомных элементалей
      К тому же Мир Тьмы не зря так назван - в нём больница это источник боли и место для вербовки в мраккультисты
      2)3 точка даёт чёрное пламя, которое для кровосись работает так же как и обычное пламя, а для других супергомосексуалов правил вроде бы как нет(я не видет). То есть существует возможность того, что оно и всем остальным наносит аггравы.

      Удалить
  2. Слушай, а ты думал сделать видео по Физике Мира Тьмы?_? Это бы очень пригодилось бы мастерам при создании кроссоверных партий. То есть там есть 3 вида материи: материальный, эфемерный и химерический. Помимо этого есть следующие виды мистических сил, которые толи родствены друг другу, то ли вообще одно и тоже: Гламур, Гнозис и Пафос. Я не эксперт в Мире Тьмы, ибо чем больше копаю, чем сильнее тону в этой яме контента. Потому и считаю, что данное видео или статья станет шииикарным плотом-фундаментом для всей фанбазы.

    ОтветитьУдалить