среда, 21 сентября 2022 г.

Урон от падения

Помните, как в одном из роликов я сетовал на то, что в WoD нет внятной системы обсчета урона от падения? Сегодня я подробно объясню вам, в чем проблема, но сперва - небольшой фрагмент из второго тома Year of the Scarab trilogy.

*          *          *

Облетая восходящие и нисходящие потоки, Беккет спланировал вниз с Сирс-Тауэр и сделал круг над парковкой. Критий лежал там, весь изломанный. Сам Беккет определенно погиб бы, рухнув с высоты более 70 этажей. Даже с учетом всех сил, полученных за столетия нежизни, он не надеялся выжить при таком падении.

Но Критий был по-настоящему древним: он не просто выжил, а даже начал восстанавливаться. Осколки костей ползли друг к другу и соединялись, израненная плоть срасталась и пыталась втянуть в себя расплескавшуюся кровь. Полное восстановление потребует времени, но уже через несколько часов Критий смог бы передвигаться.

Впечатленный прочностью Крития гангрел вздрогнул при мысли о том, насколько могущественным должен быть его сир. Власть Бледного Волка - Менелая - над примогеном клана Бруха была незаметной, но настолько крепкой, что Критий готов был получить ужасные травмы и даже окончательно погибнуть ради спасения какой-то египетской безделушки. Разве не глупо было Беккету надеяться, что какой-то хлипкий браслет защитит его от настолько могущественного существа? Инстинкты говорили гангрелу, что он сам контролирует свой рассудок, но разве можно быть в этом уверенным, когда Менелай способен влиять на других так, что его собственный чайлд этого не заметил?

Но что оставалось Беккету? Поддаться страху и паранойе - это настолько же верный способ стать чьей-то пешкой, что и манипуляции сознанием. Призвав всё своё хладнокровие, гангрел устремился вниз. Нужно было найти ту штуку, из-за которой всё произошло.

Скорее всего, артефакт бессмертных находился где-то неподалеку или даже под телом Крития. Но вокруг было столько крови, что летучая мышь не могла ничего ни увидеть, ни учуять. Нужно было сменить форму. И стоило Беккету на лету начать превращение, как вдруг из подъезда выскочил мужчина и помчался к парковке, а за ним по пятам гнался еще один.

Превращаться - это как чихнуть: если уж началось, то сдержать невозможно. И когда на парковке из ниоткуда возник человек, бегущие мужчины резко остановились - тот, что бежал вторым, при этом споткнулся и чуть не упал. Их обоих надо было убить - Беккет сожалел об этом, но не мог оставить свидетелей в живых. И вдруг волосы на голове у гангрела встали дыбом, а внутренний Зверь задрожал от первобытного страха: тот, кто стоял перед Беккетом, явно не был смертным.

Далее идет не слишком интересный кусок, и я, с вашего позволения, его вырежу. Если вкратце: Беккет впервые в жизни встретил аменти (мумию) и малость охренел. Стороны слегка поугрожали друг другу, а потом разошлись: мумия с помощником - искать сердце Осириса (да что ж ему спокойно не лежится-то? кто его снова разобрал и куски раскидал?), гангрел - спасать Крития.

Беккет нашел осколки сосуда, от которых воняло чем-то древним. Содержимого сосуда нигде не было видно, но гангрел при необходимости смог бы найти его по запаху. Впрочем, наверняка Халид и его соратники уже обыскивали улицы. Примогену клана Носферату нужно было что-то от Беккета, и гангрел знал, что Халид обратится к нему по поводу Менелая и артефакта мумий. В том, что Халид найдет артефакт, Беккет не сомневался. Значит, осталось разобраться только с бессмертным и охотниками. Хотя нет, не только с ними.

Критий продолжал медленно восстанавливаться, и это зрелище по-прежнему вызывало у Беккета дрожь. Бросив взгляд на израненного мафусаила, гангрел коснулся серебряного браслета на запястье.

Бруха издал хриплый стон. Присев на корточки, Беккет увидел, что Критий отрастил себе глаза, и взгляд этих глаз буквально сверлил гангрела. Мафусаил еще не восстановил свою гортань, но его взгляд был красноречивее слов.

- В таком состоянии тебе лучше бы полежать здесь. Ты уверен?

Ответом было громкое мычание, которое явно должно было убрать все сомнения. Но куда его тащить? Полиция наверняка уже оцепила район, и, хоть Критий имел влияние на должностных лиц, он был явно не в том состоянии, чтобы этим влияние воспользоваться. Услышав какой-то шум, Беккет обернулся и оказался лицом к Сирс-Тауэр. В башне было безопасно, и если бы он смог затащить Крития туда, его люди позаботились бы об остальном.

Беккет напряг волю и вновь начал превращаться. Он редко принимал этот облик, но для подобных ситуаций он подходил идеально. Лицо гангрела исказилось и стало плоским, нос развернуло ноздрями вперед, уши стали большими и волосатыми. Пальцы стали тонкими и вытянулись в длину, между ними натянулась кожистая перепонка, другая перепонка натянулась между руками и туловищем, которое поджалось с боков и покрылось густой темной шерстью. За считанные секунды Беккет превратился в существо, которое не было ни человеком, ни зверем, но сочетало в себе черты обоих.

Схватив Крития когтями на ногах, Беккет взмахнул кожистыми крыльями и взмыл в воздух, как огромная летучая мышь. Навстречу ему, сверху вниз, с криком летел Грэм. Через мгновение он с влажным звуком встретился с парковкой, и по бетону разлилась новая лужа крови.

Произошедшее заставило Беккета усомниться в разумности первоначального решения. Смертные отправили уже второго вампира полетать с Сирс-Тауэр, и Беккет не планировал добровольно отдать себя в их руки. К тому же, нужно было что-то делать с Критием - лететь с ним оказалось не так уж легко. Наверное, Беккет смог бы затащить примогена на крышу, но сперва надо было убедиться, что там нет охотников.

Гангрел всерьез задумался над тем, а не бросить ли ему Крития. Недавние события сделали их противниками, и сейчас у Беккета появилась возможность избавиться от проблемы: еще одно падение добило бы даже Крития. С другой стороны, Беккет мог сделать Крития своим должником: благодарный примоген - это полезно.

В конференц-зале было пусто, и Беккет рванулся туда. Превозмогая буйный ветер, он набрал скорость и проскочил в узкое окно, успев в последний момент сложить крылья. Швырнув Крития на ближайший стол, Беккет по инерции влетел в стену и принял человеческий облик.

Критий вновь потерял сознание, его тело продолжало восстанавливаться. Решив дождаться прибытия охраны примогена, Беккет обошел стол и учуял свежую кровь, пролитую смертной женщиной. Припав к лужице крови, гангрел принялся лакать ее своим длинным языком, запоминая ее запах и вкус.

Выследить эту женщину теперь не составило бы труда, тем более она и ее друзья наверняка были еще где-то внутри здания. Но Беккет решил оставаться на месте и собрать все лавры за спасение Крития. Охотницей он решил заняться позже.

*          *          *

Тут, наверное, надо бы сказать пару слов про ту волосатую зверюгу, в которую превратился Беккет. Судя по описанию, это либо Chiropteran Marauder (Vicissitude 6), либо Shape of the Beast’s Wrath (Protean 7) - и то, и другое вызывает вопросы.

Из Transylvanian Chronicles (а именно - из III и IV томов) мы знаем, что у Беккета 7 поколение, т. е. предел раскачки его дисциплин - 6 точек. Поэтому Protean 7 ему иметь не положено.

Из карты Беккета для VTES мы знаем, что Беккет владеет Animalism, Protean, Fortitude, Celerity и Thaumaturgy (кроме того, Тауматургию в его исполнении мы видели в Gehenna: the Final Night). Других дисциплин у него не прописано, и в книгах он их не демонстрировал.

Т. о., Беккет где-то за кадром либо изучил Vicissitude, либо совершил диаблери и снизил поколение. С учетом того, что Беккет ни в одной из книг не щеголял лепкой плоти, зато является членом общества мнемозинцев, где ритуальное диаблери очень даже практикуется, вторая версия мне кажется более правдоподобной. Так что перед нами всё же Protean 7.

Ну да ладно, чего это мы всё про Беккета? Давайте лучше вернемся к теме статьи. Думаю, многие мои подписчики поймали себя на мысли: «Зачем автор так заостряет внимание на высоте и вообще пытается выдавить из читателя какие-то эмоции по поводу падения Крития? Все ведь знают, что падение с высоты для вампира абсолютно безопасно». А почему безопасно? Да потому, что беловолки умеют считать только до 10!


Я не шучу: максимальный урон, который любое живое или неживое существо получает при падении с высоты, в Мире тьмы составляет 10 кубиков летала - так оно и в ревайзде, и в двадцатке. Правила слегка варьируются от линейки к линейке - например, вампир или оборотень получает 10 кубов летала при падении с высоты 30 м, а наделенный охотник - с высоты 12 м. Но в любом случае - не более 10 кубов летала.

Авторы объясняют это так - мол, падающее тело достигает предельной скорости, быстрее оно уже не упадёт, отсюда и кап урона. И, раз уж зашла речь о предельной скорости падения, давайте сделаем небольшой экскурс в физику.

Из школьного курса физики вы можете помнить, что все тела независимо от массы падают одинаково, а их скорость можно рассчитать по формуле свободного падения. Да вот только в реальности падение ни разу не свободное - хотя бы по той причине, что тела падают не в вакууме, а в довольно воздушной атмосфере, которая в физическом смысле весьма густая. Ну да это уже не школьная, а вузовская физика, и формулы там покруче.

В общем, падающее тело не летит в вакууме, с каждой секундой ускоряясь и в итоге пробивая землю и застревая где-то в ядре планеты. Оно летит сквозь воздух, который оказывает серьезное сопротивление, и в какой-то момент гравитация и сопротивление воздуха уравновешивают друг друга и тело достигает той самой предельной скорости падения. Казалось бы, это оправдывает расчеты беловолков, но на деле это далеко не так.

Во-первых, предельная скорость падения зависит и от массы тела, и от температуры воздуха, и вообще там тот еще матан. Но давайте всем этим пренебрежем, возьмем стандартные значения, и тогда тушка массой 70 кг достигнет 99% от предельной скорости только спустя 573 м падения. А уж полную предельную скорость оно разовьет только при падении с высоты в километр. В общем, никак не 12 и не 30 метров, как написано в книгах правил.

Во-вторых, предельная скорость падения тушки массой 70 кг - это что-то около 190 км/ч. Вы представляете, что происходит при столкновении с твердой поверхностью на скорости 190 км/ч? Это никак не 10 кубов летала, это какой-то запредельный урон.

В-третьих, предельная скорость зависит еще и от площади, и от формы падающего тела. Именно поэтому спортсмены-парашютисты смогли добиться скорости падения в 1342 км/ч (рекорд 2012 г. - возможно, сейчас его уже кто-то перебил). А 190 км/ч - это при падении плашмя, вытянув ноги и руки как можно шире, и это при том, что падающее тело всяко норовит переворачиваться и кувыркаться. Чтобы принять нужную позу в падении, нужны смелость и навык - а как часто вы видите в листах персонажей парашютный спорт?

Само собой, я придираюсь. Думаю, беловолки тоже посещали уроки физики и в курсе всех этих расчетов. Уже сам факт наличия разной высоты достижения предельной скорости падения в зависимости от линейки говорит о том, что авторы не стремились к реализму, а хотели добиться какого-то баланса. Но в любом случае 10 кубов летала - это просто смешно.

10 кубов летала - это в среднем 5 уровней урона. Т. о., у обитателей Мира тьмы должен полностью отсутствовать страх высоты, и в случае пожара в небоскребе или даже в самолете нужно просто открыть окно и выйти наружу - даже простой смертный, не способный поглощать летал, получит при падении 5 урона и самостоятельно доберется до больницы, пусть и сильно хромая.


Мне же нужно, чтобы было как в художественном фрагменте в начале статьи - чтобы высота пугала, чтобы падение могло убить, чтобы даже вампир боялся вывалиться из окна. И не мне одному - миртьмовские правила по урону от падения заставляют бомбить и англоязычных фанатов сеттинга.

В реальности люди довольно плохо переживают падение даже с небольшой высоты. Конечно, история помнит Весну Вулович и Алсидеса Морено, но любой врач расскажет вам о тех, кто умудрился помереть, упав с высоты собственного роста. Если же привлечь статистику, то падение с 7 этажа оставит вам 10% вероятность выжить, а падение с 8 этажа и выше считается уже однозначно смертельным. Вампиры, конечно, не совсем люди - но и для них должна быть какая-то смертельная высота.

Наверняка кто-то из читателей уже строчит в комментариях: «Но это же вампиры! Они и должны быть сверхъестественно прочными! Только аггравированный, сверхъестественный урон способен принести им окончательную смерть!» Ну не только он - вампира можно окончательно убить и бэшингом, и леталом. Например, корбук VtM rev. предлагает следующие варианты: обезглавливание, раздавливание 10-тонным камнем, засовывание в щеподробилку, взрыв или давление воды на глубине. Беккет в третьем томе Year of the Scarab trilogy сообщает, что в свое время интересовался способами окончательно упокоить вампира, и способы эти таковы: огонь, солнечный свет, обезглавливание и нанесение множественных травм, например обстрел из огнестрельного оружия, неоднократный наезд транспортным средством или падение с большой высоты. А в Clan Novel Malkavian окончательную смерть вампиру приносит очередь из УЗИ в голову - а книгу эту, между прочим, писал сам Стюарт Вик, один из создателей Мира тьмы. В общем, авторы явно задумывали вампиров не настолько живучими, насколько они получились игромеханически.

Кстати, совсем забыл дописать: второй выпавший в том художественном фрагменте брухан (который Грэм) от падения окончательно помер.

В V5 вампиры получают куда больше урона при падении - по 1 уровню обычного урона за каждый метр. И мне стало интересно, падение с какой высоты будет фатальным для пятерочного вампира на пике способностей. Дадим ему Stamina 5 и Fortitude 5, и тогда такой вампир будет иметь 13 уровней здоровья (Stamina + 3 и еще 5 за ту точку форты, которая добавляет значение Fortitude к здоровью). В V5 нет поглощения урона как такового, но Fortitude, начиная со второй точки, вычитается из входящего обычного урона. Кроме того, обычный урон (уже после вычитания Fortitude) делится пополам.

И тут вы, конечно, скажете: «Но ведь Fortitude 5 позволяет полностью заигнорить один источник урона! Таким, образом, падающий вампир останется цел и невредим». Ну ок, пусть вампир отправился в полет не по своей воле, а с помощью сверхмощного пинка под зад - вот пинок он заигнорил, а падение будет уже вторым источником урона на этом же ходу.

Т. о., потребуется 31 уровень урона, чтобы полностью заполнить лайфбар вампира обычным дамагом. Этот урон, кстати, можно обнулить броском Dexterity + Athletics, набрав столько же успехов, сколько метров вампир пролетел - но, т. к. 31 успех на 10 кубах набрать затруднительно, я такую возможность проигнорирую. При повторном получении дамага обычный урон замещается аггравированным, т. е. при падении с высоты 62 м весь лайфбар вампира заполнен аггравой, и кровосос либо окончательно мертв, либо, по крайней мере, валяется в торпоре.

И было бы неплохо использовать такую систему в старых редакциях, но там и число уровней здоровья фиксированное, и урон поглощается - в общем, систему надо конвертировать, а мне влом. И тут оказалось, что в первой редакции VtM механика как раз подходящая!

В VtM 1st ed. система такая:

5 футов (1,5 м) - 1 уровень урона

10 футов (3 м) - 2 уровня урона

15 футов (4,5 м) - 3 уровня урона

20 футов (6 м) - 4 уровня урона

30 футов (9 м) - 5 уровней урона

Далее - по 1 уровню урона за каждые 10 футов (3 м) высоты падения. Лимита нет.

Урон поглощаемый, сложность поглощения - 8, пополам не делится. Если бросок поглощения заботчен, полученный урон увеличивается на число единичек.

Такая система мне понравилась, и я захотел проверить, какая высота была бы фатальной для Беккета, раз уж он, глядя на Крития, рассуждает о том, что сам бы не пережил такое падение. Мы не знаем статов Беккета и даже в его поколении не совсем уверены, поэтому давайте дадим ему Stamina 6 и Fortitude 6, а также предположим, что он удивительно везуч на кубах, да еще и разогнал выносливость своим могучим витэ. И по моим расчетам лайфбар Беккета полностью заполнился бы уроном при падении с высоты 64 м, что довольно близко к результату для V5.

Обычный же человек, даже максимально выносливый и максимально везучий, по системе из VtM 1st ed. способен пережить падение с высоты 30 м - это, конечно, добрее реальной статистики, но ведь большинство людей не являются максимально выносливыми и максимально везучими.

Кроме того, персонаж (смертный или сверхъестественный) может обладать различными навыками вроде Acrobatics, которые «съедают» уровни урона, полученные при падении, что с натяжечкой позволит объяснить существование всяких там Чиссовых и Морено. В любом случае это лучше, чем 10 кубов летала.

Поразмыслив немного, я решил взять систему из VtM 1st ed., но немного доработать. При падении с высоты до 60 м урон я буду высчитывать по приведенным выше правилам, а если высота более 60 м, то цифры я оставлю те же, но весь урон сделаю аггравированным. Естественно, манчкины соберут танков, способных переварить столько аггравы, но вот обычные вампиры перестанут считать выход из окна универсальным способом покинуть неприятную локацию, потому что при высоте до 60 м вполне можно будет хапнуть торпор, а более 60 м - окончательную смерть.


P. S.

Остается только вопрос про Крития: как он пережил падение с высоты более 70 этажей (>210 м) при том, что у него и выносливость не шибко высокая для его поколения, и дисциплины не слишком впечатляют, и навыки не особо подходящие для затяжного пикирования? Ну тут ответ очевиден: у Крития просто сюжетная броня. Нельзя было его убивать об асфальт, его аж до пятой редакции дотащили и даже на Зов не отправили.

Иллюстрации любезно предоставлены пабликом Gallery S.

1 комментарий: