четверг, 25 апреля 2024 г.

Prestation

Как-то странно получилось - налоги у камарильцев мы обсудили, а вот основы основ вампирской экономики - нет. Пора наверстать это упущение.


«Студия 101» перевела вынесенное в заголовок слово как «торговля долгами», и это не самый плохой вариант. Слово prestation происходит от латинского praestatio, что означает «ответственность» или «исполнение обязательств», и эти самые обязательства вампиры действительно могут продавать, передавать, переуступать и вообще всячески ими распоряжаться. Ну знаете, вампир A оказал вампиру B какую-то услугу, и теперь вампир B должен за нее расплатиться, но вампир A просто говорит: «Будешь должен», - и спустя какое-то (возможно, очень-очень долгое) время вампир A приходит за этим долгом, и вампир B обязан оказать ответную услугу, но может случиться так, что вампир A сам задолжает вампиру C и расплатится с ним обязательством вампира B, поэтому вампир B должен будет оказать ответную услугу уже вампиру C, а еще это как-то связано с бэкграундом Status, а еще есть гарпии... В общем, давайте разбираться.

В написании этой статьи мне очень помог Артем Чайковский - он разъяснил мне некоторые юридические и психологические тонкости, привел исторические примеры, а еще любезно провел опрос на тему вампирских услуг среди знакомых ГМов - и результаты получились довольно предсказуемые. Несмотря на то, что нам из редакции в редакцию твердят, что деньги ничего не значат для обитателей ночи и валютой в вампирском обществе являются именно услуги, в играх на них часто забивают, аргументируя это тем, что «игроки воспринимают долги как рычаг влияния мастера», «не считают это важным элементом», «боятся ответственности за возврат долга», «неонатов всё равно кинут». Мои игроки тоже боятся вот этого «будешь должен» и всеми силами стараются рассчитаться на месте. Странно как-то получается - то, что должно быть основой межвампирских взаимоотношений, остается уделом NPC, а игрокам этот ваш prestation будто бы и не нужен.

Может быть, и вправду отказаться от всех этих долгов и рассчитываться деньгами? Тем более, как бы нас ни убеждали в обратном, деньги вампирам всё-таки нужны. Кровососы часто притворяются людьми, покупают что-то у людей, дают людям взятки - на всё это нужны деньги. Естественно, вампир может человека посадить на узы, обработать дисциплинами, а то и попросту убить, но узы - не панацея, дисциплины - это палево, а мокруха создает проблемы и Маскараду на пользу не идет. Так что платить всё равно приходится, и может случиться так, что денег вампиру нужно много и срочно, поэтому некоторые примогены хранят кругленькую сумму на резервном счете (Predator & Prey: Vampire) - как раз для того, чтобы экстренно выдать ссуду встрявшему соклановцу. В общем, вампиры нуждаются в деньгах, и вполне может случиться так, что какой-то кровосос предпочтет оплату наличными.

Аналогичным образом вампир может нуждаться в каком-то имуществе или информации и потому может именно их потребовать в качестве оплаты. В общем, если так случилось, что кровососу что-то нужно вот прямо здесь и сейчас, то этим чем-то с ним можно расплатиться.

Но чаще вампиры всё же не хотят, чтобы с ними расплачивались на месте - они хотят, чтобы у них были должники.


Собственно, на этом статью можно было бы и заканчивать, ведь любой взрослый человек знает, что такое задолжать услугу. Вот другой человек для тебя что-то сделал, и нет между вами ни договора с подписями, ни свидетелей с поручителями, ни даже расписок каких-то, а ты всё равно ждешь, когда же тот человек придет к тебе с просьбой, чтобы ее исполнить и перестать чувствовать себя должником. У вампиров всё примерно так же, но чуточку сложнее.

Впервые я прочел о вампирской торговле долгами в богомерзких «Протоколах Камарильи» и какое-то время был уверен, что prestation придумали ларперы. Но нет, эта система появилась еще в 1991 г. (Vampire Player's Guide 1st ed.), т. е. вампирскую экономику вокруг услуг и долгов выстроили сами авторы уже в первой редакции сеттинга. Выглядело это тогда так: просить об услуге = демонстрировать слабость, за это снижают статус; предлагать услуги = демонстрировать силу, за это статус повышают. Но если просто предложить, то можно получить в ответ решительное «нет» и потерять статус. Просто согласиться одариваемый тоже не может - тогда он потеряет статус. Поэтому предложение и принятие услуги сопровождается комплиментами, торгом, словесной эквилибристикой и прочими дворцовыми штучками, чтобы окружающие оценили деловой подход обоих участников и оба подняли свой статус.

С возвратом тоже не всё так просто. Чаще всего ответная услуга эквивалентна исходному одолжению, грубо говоря: «Я украл для тебя миллион долларов. Теперь и ты укради для меня миллион», - но возможны и иные варианты. Кредитор ведь может попросить какую-то мелочь («Я украл для тебя миллион долларов, а ты спой для меня на элизиуме - будем в расчете»), и окружающие будут в восторге от его щедрости, что увеличит его статус. Или же наоборот кредитор потребует больше, чем дал, но в разумных пределах («Я украл для тебя миллион долларов, но в процессе сам понёс некоторые расходы. Чтобы рассчитаться, ты должен украсть для меня два миллиона»), и, если должник справится, его статус увеличится. А бывает и такое, что кредитор требует несоразмерно больше, чем дал («Я украл для тебя миллион долларов, а ты в ответ должен убить президента»), и тогда должник спокойно может отказаться - окружающие на его стороне, и статус он не потеряет.

Ну а статус - это очень важная штука. Тот, у кого мало точек в Status, должен всячески выказывать уважение к тем, у кого точек много, - это основа вампирского этикета. Если высокостатусный вампир не желает видеть кого-то из низкостатусных рядом с собой, тот обязан ретироваться. Если высокостатусный вампир не желает что-то обсуждать, низкостатусные послушно затыкаются. Если высокостатусный вампир имеет какое-то мнение, то низкостатусные с ним соглашаются.
Тому, кто нарушил эти правила, лучше бы своевременно и максимально вежливо извиниться, иначе он подвергнется публичному осуждению и осмеянию. Если этого будет мало, статусный вампир может наехать на сира и/или примогена нарушителя, чтобы те приструнили своего, если сами не хотят потерять статус. Если и это не поможет, то оскорбленный статусный вампир может применить свое влияние, чтобы разорить нарушителя и обломать все его планы.

Естественно, весь этот дворцовый этикет имеет место лишь в Камарилье, а анархи клали на него свои хладные болты. Говорят, что ненависть камарильских старейшин к анархам обусловлена во многом именно нежеланием последних вести себя так, как подобает низкостатусным. Ну а про Шабаш ничего не говорят, потому что он в первой редакции неиграбельный.

Следующий плеергайд (Vampire Player's Guide 2nd ed.) по сути повторил то, что было сказано в первом, но в последующих книгах система prestation получила свое развитие, в первую очередь - категоризацию услуг в зависимости от степени риска. Все эти перворедакционные условия: «вернуть в том же размере», «вернуть больше», «вернуть меньше», - это как-то неконкретно и субъективно, так что было решено ввести какие-то критерии.

Разные источники предлагают нам разное количество категорий услуг: от 3 (Guide to the Camarilla) до 6 (Storyteller's Handbook). Я в своих играх использую вариант с 5 категориями (MET Vampire the Masquerade), его же буду придерживаться в этой статье. Вот эти категории:

Trivial boon - незначительная услуга. Это одолжение, которое не требует ни усилий, ни риска - оказать такую услугу так же просто, как дать визитку. Например, простить оплошность, познакомить с кем-то, предупредить об опасности или скастовать дисциплину без вреда для себя. Такие услуги вампиры оказывают наиболее часто, и вот что надо помнить:

1. Незначительные услуги не требуют строгого взаимозачета. Т. е. это не «ты мне, я тебе», а скорее «мы, вампиры, должны помогать друг другу». За незначительную услугу не станут предъявлять, но будут иметь определенные ожидания, и если ответного одолжения не последует, то кинут подлянку.

2. Вампиры раскидываются незначительными услугами направо и налево. Это действительно очень похоже на то, как раздают визитки.

Чтоб вы поняли, насколько обыденной вещью является оказание незначительной услуги: в MET есть механика публичного осмеяния сильно прокосячивших вампиров, и те, кто унижает жертву этой механики, вправе получить от других вампиров по незначительной услуге. Ну т. е. это натурально: «О, сородич! Видел я на прошлом элизиуме, как ты опустил того %disgraced_name% - это было круто. Я просто обязан тебя угостить!»
Ну и внутри котерии вампиры постоянно оказывают друг другу незначительные услуги (V5). Члены котерии - это ведь не друзья (какая вообще дружба у вампиров?), но никто не ведет скрупулезный подсчет взаимных одолжений, просто помогают друг другу в рамках общего дела.

Minor boon - малая услуга. Это уже серьезнее: оказание такой услуги требует времени, сил и расходов, но риск невелик. Например, помочь проехать через враждебный город, обучить низким точкам распространенных дисциплин или применить свои бэкграунды в чью-то пользу. Расплатиться за такую услугу несложно - это не займет у должника больше 2 игровых сессий.

Major boon - большая услуга. Это уже что-то не только дорогостоящее, но и рискованное - оказывая такую услугу, вампир подставляет под удар свой финансовый и социальный капитал. Например, обучить высоким точкам распространенных или низким точкам редких дисциплин, разгласить критически важную информацию, вписаться за кого-то с риском потерять положение в клане или среди союзников, приобрести для кого-то недвижимость или бизнес. Чтобы расплатиться за такое, должнику может потребоваться аж до 6 игровых сессий.

Blood boon - услуга крови. Оказывая такую услугу, вампир вынужден проливать кровь - и свою, и чужую. Например, прийти на помощь и получить тяжелые травмы, разгласить секреты клана и обучать специфическим дисциплинам клана, убить своих союзников для достижения чужой цели, совершить убийство с риском навлечь на себя кровавую охоту. Чтобы расплатиться за такое, должнику также придется рисковать своей шкурой.

Life boon - услуга жизни. Оказывая такую услугу, вампир спасает другого вампира от уничтожения, и должник оказывается в полной власти своего кредитора. Камарильцы шутят: «Долг жизни - это название, придуманное оптимистами для клятвы смерти», - потому что должнику придется принять окончательную смерть, чтобы рассчитаться с кредитором (V5 Camarilla). На самом деле всё не настолько плохо: в качестве оплаты такого долга можно, например, укрывать у себя инферналиста или анафему - если князь не узнает, то всё обойдется. Ну а если узнает, тогда да - смерть. Окончательная.

В каких-то книгах по сеттингу вампиры конкретно обсуждают размер долга, повисающего на получателе услуги. В каких-то (Succubus Club - Dead Man's Party) конкретики нет - мол, просто будешь должен и вернешь в том же размере. В любом случае нужно понимать, что одинаковые по объему услуги могут иметь совершенно разную цену в зависимости от того, кто их оказывает. Если, к примеру, неонат увидел, как машину старейшины обстреливает банда колумбийцев, решил помочь, влез в разборку и был тяжело ранен - означает ли это, что старейшина должен ему услугу крови? Нет, конечно, потому что старейшина и без него разобрался бы - неонат просто сэкономил ему немного времени. Тем не менее, старейшина определенно благодарен неонату и будет должен ему малую услугу, потому что, для того чтобы пригнать на помощь неонату бригаду вооруженных людей, старейшине достаточно одного звонка. А вот если неонат вытащит старейшину, например, из застенков второй инквизиции или из когтей Шабаша, то старейшина определенно торчит услугу жизни и неонат может требовать вообще что угодно.

Однако вампиры-кредиторы не спешат вынуждать должников расплатиться. Вампиры вообще редко куда-то торопятся - это глупо для потенциально бессмертного существа. Тем более, в отсутствии спешки есть своя выгода.

Во-первых, так безопаснее и для кредитора, и для должника. Если кредитора вдруг убьют, то все подумают на должника и ему придется как-то доказывать свою невиновность, а это очень нервно. Кроме того, даже если должник как-то выкрутится, но у князя останутся сомнения, то долг никуда не денется (V5) - просто право взыскать его перейдет к сиру убиенного или к его старшему чайлду, а если таковых нет, то сам же князь и взыщет. Если же должника убьют, то он не сможет вернуть долг кредитору и тот окажется в дураках. Поэтому кредитор и должник вынуждены присматривать и оберегать друг друга.

Во-вторых, вполне может случиться такое, что кредитор сам кому-то задолжает. В таком случае он может заявиться к своему должнику и заявить: «Я должен %kindred_name%, а ты должен мне. Мы с %kindred_name% поговорили, и теперь я ничего не должен, а ты должен ему», - собственно, в этом ничего сверхъестественного нет, это обычная переуступка обязательств, таким даже простые смертные занимаются, а уж вампирам такое и подавно положено (Guide to the Camarilla).

В-третьих, как уже говорилось выше, вампиры потенциально бессмертны, и с возрастом они, как правило, становятся влиятельнее и богаче. Следовательно, их долги становятся дороже. Что получит вампир-кредитор, потребовав от должника-неоната вернуть долг крови? Ну впишется неонат за кредитора в какую-нибудь разборку, возможно подстрелит кого-то, ну и сам отхватит неслабо. Но если кредитор подождет сотню лет, то должник вполне может стать, например, шерифом, и тогда долг крови он сможет вернуть гораздо более жестоко и эффективно.

В-четвертых, если должник очень уж успешно рвется к власти, груз долгов может его слегка притормозить или направить в нужную кредитору сторону. Половина примогенов готова рассчитаться за большие долги «правильным» голосованием на заседании совета старейшин (другая половина - это те, кто поднялся выше и считает, что голос примогена дороже большой услуги).

Пытливый читатель наверняка скажет: «Ок, это всё очень интересно, но как-то очень уж нарративно. А есть ли у услуг игромеханический смысл?» Само собой! Например, в Succubus Club - Dead Man's Party игрокам предлагается механика социального фехтования, где социальные сцены разыгрываются так же, как боевые - с инициативой, бонусами, баффами и штрафами. И, естественно, оказанные услуги баффают кредитора и вешают штрафы на должника.

Мне это кажется чрезмерным усложнением, социалка в моих играх обходится без инициативы, а применительно к услугам мне нравится механика из V5:

1. Если персонаж просит другого вампира что-то сделать и должен для этого прокинуть социальный бросок, то предложение незначительной услуги дает бонус в 1-2 куба. Если бросок с этим бонусом был успешен, то вампир выполнит то, о чем его попросили, а персонаж будет должен ему незначительную услугу. Если бросок провален - что ж, не смогли договориться о цене.

2. Если персонаж просит другого вампира что-то сделать и должен для этого прокинуть социальный бросок, но этот вампир уже должен персонажу незначительную услугу, то можно напомнить о долге - это даст тот же бонус в 1-2 куба. Если бросок с этим бонусом был успешен, то вампир выполнит то, о чем его попросили, а персонаж посчитает один незначительный долг оплаченным. Если бросок провален - что ж, видимо, просьба персонажа показалась вампиру слишком сложной для незначительной услуги; не будет он ее выполнять, а с долгом рассчитается как-то иначе.

3. Если персонаж просит другого вампира что-то сделать и должен для этого прокинуть социальный бросок, но этот вампир уже должен персонажу малую услугу, то можно напомнить о долге - бросок будет автоматически успешен. Вампир исполнит просьбу, а персонаж посчитает один малый долг оплаченным.

4. Если персонаж просит другого вампира что-то сделать и должен для этого прокинуть социальный бросок, то может предложить малую услугу. Если бросок был успешен, то вампир выполнит то, о чем его попросили, бесплатно. Если бросок провален, вампир всё же исполнит просьбу, но персонаж будет должен ему малую услугу.

5. Более ценные услуги - это уже не игромеханический, а сюжетный инструмент. Они не бонусы на бросках дают, а влияют на ход игры.

Накапливаясь, долги могут укрупняться (Succubus Club - Dead Man's Party). Кредитор может на элизиуме объявить, что должник торчит ему столько малых услуг, что не сможет расплатиться, следовательно долги нужно реструктуризировать, и тогда должник будет торчать большую услугу. Ну а должник вправе пересоциалить кредитора и публично заявить, что груз долгов не настолько велик, так что никакой реструктуризации не требуется.

Ну а кому заявлять-то? Перед кем отчитываться? Тут-то и начинается самое интересное...

Вампиры в VtM описаны как ненавидящие друг друга параноики, которые вечно плетут козни и суют ножи в спину. Это обусловлено и проклятьем Каина, и конкуренцией за ресурсы, поэтому Джихад вечен. Но почему тогда вампиры настолько социальны? Почему они собираются, общаются, затевают что-то совместное, верят обещаниям друг друга, держат слово? Это неоптимально, нелогично, нерационально... Да вот только Мир тьмы - это сеттинг, где психологическое превыше рационального.

Биологическая смерть и возрождение в виде кровососущего трупа - это довольно травмирующий опыт, от которого можно и крышей поехать (и многие едут). Люди продолжают жить, их обуревают страсти, которых кровососу не испытать (ну или, по крайней мере, проблематично испытать), а вампир по отношению к этим людям испытывает в лучшем случае голод, в худшем - ненависть и презрение. Сложно у вампиров с положительными эмоциями. А с возрастом становится еще сложнее.
Но вампир всё-таки бывший человек - эмоций ему хочется. И необходимым источником положительных эмоций для вампира, особенно старого, может стать элизиум! Там вампир может блеснуть нарядом, щегольнуть манерами, пощекотать ЧСВ и оставить приятное впечатление.


И потому так страшно оказаться публично высмеянным и/или изгнанным из общества, потому вампиры, особенно старые, так пекутся о статусе, потому и держат слово. И потому существуют гарпии. Говорят (V20 Dark Ages), что эта должность возникла при дворе вампирского князя города Цюаньчжоу, который тогда носил название Зайтун, и новость об этом по Великому шелковому пути достигла европейских доменов, и там тоже было решено учредить подобное (откуда в средневековом китайском городе домен каинитов - спрашивайте у авторов двадцатки, это они катаянов в своей редакции не прописали).

Гарпии - это, грубо говоря, вампирские СМИ и лидеры общественного мнения. Они не добывают секретную информацию - за этим идите к носферату. Нет, гарпии оперируют общеизвестными данными, но могут заострить внимание на каких-то деталях и создать у вампирской публики нужное впечатление. Игромеханически гарпия - это вампир с очень хорошими социальными трайтами, поэтому высказанные ею суждения и распускаемые ею слухи гарантированно просочатся в голову каждого вампира в домене.

Может ли гарпия быть продажной и распространять те слухи, за которые заплатили? Может, конечно, но вероятность этого крайне мала. У смертных такое провернуть ай, как просто: можно переобуваться на лету и нести в эфире что угодно - уже через неделю люди забудут, что ты говорил, и не будут удивляться тому, что раньше ты был мятежник, а теперь бюджетник. Но у вампиров обычно и точек в интеллекте больше, и память лучше - для потенциально вечного существа логично многое помнить. Вампирское сообщество малочисленно, довольно стабильно и не шибко открыто, одни и те же личности взаимодействуют друг с другом сотни лет. Станет ли гарпия ставить под удар заработанную за века репутацию, рискуя всё потерять и из лидера мнений стать изгоем? Такое возможно, но будет ОЧЕНЬ дорого стоить.

Может ли гарпия добросовестно заблуждаться? Может она положиться на ненадежный источник и разнести слухи, не соответствующие реальности? Может, но это тоже маловероятно. Как правило, гарпия либо при жизни была неплохим психологом (Predator & Prey: Vampire), либо в посмертии им стала плюс имеет Auspex и очень хорошо разбирается в аурах. А если гарпия - тремер, то она и ритуалы в своей работе применять может (Rites of the Blood)... В общем, с высокой долей вероятности она распознает, когда ей врут, и не будет транслировать лживые сплетни. Nobless oblige: кого легко обмануть, тех в гарпии не берут.

Всё это приводит к тому, что слову гарпии ВЕРЯТ. Несмотря на всю паранойю и спинокинжальство, вампиры ждут от гарпии честности и безупречности (Counsel of Primogen). Естественно, гарпия будет что-то преувеличивать и нагнетать, но суть изложит правдиво. Если гарпия кого-то гнобит, значит за ним и вправду есть проступок. Если гарпия кого-то хвалит, значит есть за что. Если гарпия за кого-то ручается, значит слову этого сородича можно доверять.

И отсюда следует очевидный вывод: заключаемые вампирами сделки можно регистрировать у гарпии! В некоторых доменах учет долгов и услуг ведет специально назначенный канцлер (V20 Companion), регистрируя сделки в особой книжечке купленными у ласомбр невидимыми чернилами (MET Vampire the Masquerade Vol. 2), но чаще этим занимается именно гарпия. Сами понимаете, сообщить о заключенной сделке сородичу, которого крайне сложно обмануть и который имеет влияние на общественное мнение - это определенная гарантия: вряд ли вторая сторона сделки станет включать дурачка и говорить: «Не-не-не, я ему ничего не должен!»

Ну а если скажет? Вот как быть в ситуации, когда один вампир утверждает, что второй ему должен, а этот самый второй утверждает, что долг уже погашен или его не было вообще? И ведь оба могут говорить так убедительно, что даже самая искушенная гарпия зайдет в тупик. В V20 Companion даже есть механика, позволяющая пустить ложный слух о сделке - и вот уже весь домен верит, что второй вампир ничего первому не должен.
Да вот только эта механика не работает, если под лжеца начинают целенаправленно копать - а в подобных спорных случаях вполне могут найтись те, кто копать будет. Не обязаны, но могут найтись. Будут расследовать, будут допрашивать, могут даже оплатить тремерам проведение ритуала на выяснение правды. Не потому что кто-то хочет защитить интересы обманутого, а для того чтобы все знали и помнили: репутация по-прежнему имеет высочайшее значение в вампирском мире.

И тут вы, конечно, спросите: «А если случилось так, что старейшина задолжал неонату? Неужели он сдержит слово? Даже самая честная гарпия вряд ли захочет портить отношения с влиятельным сородичем, а на неонатов всем плевать - почему бы не кинуть салагу?» Парадоксально, но для старейшины логично (и даже выгодно) честно вернуть долг. Во-первых, старейшина по определению дольше вращается в вампирских социальных кругах и привык держать слово. Во-вторых, вампиры всё же бывшие люди, а люди - дети своей эпохи, так что старейшина вполне может искренне придерживаться законов рыцарской чести, например. В-третьих, старейшине, при его-то ресурсах и возможностях, отдать долг очень просто, так что это дешевая возможность показать себя в хорошем свете и укрепить репутацию.

Кроме того, если верить Чалдини (американскому психологу, автору книги «Психология влияния»), эволюция социальных систем прочно закрепила в наших головах важнейшие принципы договоренностей и взаимного обмена. Сами условия жизни в обществе вынуждают нас чувствовать себя неуютно, когда мы обязаны кому-либо, и мы зачастую готовы сделать даже бОльшую услугу или уступку лишь для того, чтобы сбросить с себя психологическую ношу долга. Даже отъявленные уголовники или политические деятели (что зачастую одно и то же) соблюдают неформальные договоренности и держат слово. Не всегда, конечно, - кидалово никто не отменял - но чаще соблюдают, чем нет. На этом социум человеческий держится, а вампиры - это всё-таки бывшие люди.

Поэтому вампиры возвращают долги и prestation работает. Вампир-кредитор может быть уверен, что, когда он придет к должнику и попросит об ответной услуге, тот согласится и выполнит просьбу - тогда долг будет погашен.
Если же должник откажется, то гарпии уничтожат его репутацию, он утратит статус, его должники окажутся свободны от обязательств перед ним, а князь предпочтет изгнать его из своего домена (MET Vampire the Masquerade).

Бывает и такое, что должник хитростью ставит кредитора в положение, когда тот вынужден просить о помощи (Vampire Player's Guide 1st ed.). Должник, естественно, с радостью поможет и заявит, что долг был этой помощью погашен (Beckett's Jyhad Diary). Если это было сделано не слишком нагло, то обычно кредитор соглашается и стороны уходят довольными друг другом. Гарпии следят за тем, чтобы и долги, и их погашение не навязывали по беспределу (MET Vampire the Masquerade).

И тут пытливый читатель спросит: «А что гарпия за это имеет? Ну вот она регистрирует сделки, ручается за честных, гнобит нарушителей, влияет на умы - платят ли ей за эту работу?» Ну вы бы еще спросили, платят ли шерифу за защиту города. А ведь и вправду... В Камарилье вообще платят за работу?

Как уже говорилось в посте про налоги, Камарилья - это квазифеодальное общество. Сеньор (князь) отдает вассалу (достойному сородичу или котерии) право владеть и распоряжаться феодом (доменом), но сам этого права не теряет, так что феод (домен) оказывается в собственности двух и более лиц. Причем, собственность эта условная: если вассал не выполняет условие, поставленное сеньором, то сеньор отбирает феод. У людей-феодалов таким условием было несение военной, административной или придворной службы в пользу сеньора, у вампиров это, очевидно, исполнение установленных князем обязанностей - больше никакой платы не предполагается.

Т. е., если ты, к примеру, шериф, то патрулируй город, отслеживай и устраняй нарушения Маскарада, защищай порядок - и никто тебе за это не заплатит. С другой стороны, у тебя есть свой домен, и ты эксклюзивно обитаешь и охотишься в нем, вызывая зависть у тех, у кого домена нет - и никому за это не платишь. И так оно есть и будет, пока ты делаешь свою работу - в тех рамках, в которых она была оговорена с князем при наделении тебя доменом.

И если вдруг нужно выполнить что-то, выходящее за оговоренные рамки, за это нужно доплатить. Не обязан шериф, например, гнаться за нарушителем Маскарада в другой город, даже если князь об этом очень просит. Но шериф это сделает - значит, князь будет должен. Да-да, хоть князь и верховный судья по всем спорным вопросам в городе, и вообще наместник Камарильи, остальные сородичи ему не рабы. Если он от них чего-то хочет - придется платить. Вспомните пример квеста из MET Vampire the Masquerade Vol. 2 Issue 1: несмотря на то что устранение охотников - благо для всего вампирского сообщества, вампиры отправляются устранять ячейку только после того, как князь пообещает малую услугу каждому из членов котерии.

Долги князя обычно не афишируют, и взыскание этих долгов происходит в приватном порядке (Predator & Prey: Vampire). Кредитор наедине озвучивает князю, что тот должен отдать для погашения долга, обговаривая конкретные объекты и действия, а на ближайшем элизиуме разыгрывается небольшой спектакль - князь публично благодарит кредитора за верную службу и спрашивает, чего бы тот хотел в качестве награды, ну а дальше кредитор озвучивает те самые объекты и действия, и князь любезно одаривает его.

Но даже те вампиры, которые хотят, чтобы о долге стало известно, обычно не хотят разглашать подробности сделки. Они хотят, чтобы известно стало о самом факте того, что вампир A задолжал вампиру Б, но не о том, за что он ему задолжал. А бывает и так, что стороны хотят скрыть и факт сделки - вот как будто бы никто никому услуг не оказывал, а долг сам собой возник. Прекрасный пример приведен в MET Vampire the Masquerade Vol. 2: некий вентру имеет бизнес в сфере коммуникационных технологий и хочет, чтобы туда вложились структуры, подконтрольные тореадорам, но для этого ему нужно, чтобы эти технологии похвалил эксперт-носферату. Проще говоря, вентру хочет заказать у носфа нативную рекламу, а носф просит за это большую услугу и хочет зарегистрировать эту сделку у гарпии, которая тореадор, но при этом обе стороны не хотят, чтобы торики знали, что вентру и носферату вместе ведут дела. На элизиуме вентру и носф устраивают небольшой спектакль - начинают спорить по поводу современных коммуникационных технологий и их нужности для вампиров, причем спорят настолько бурно, что привлекают внимание гарпии. С ее подачи спор превращается в полноценные дебаты, модератором которых будет гарпия, а проигравший будет должен большую услугу победителю. На дебатах носф озвучивает все прелести новых технологий, вентру уверенно терпит поражение, и гарпия радостно убегает посплетничать об этом с другими тореадорами. Итог: носф прорекламировал технологии, вентру должен носфу большую услугу, этот долг зарегистрирован у гарпии, а сама гарпия занимается тем, что бесплатно повышает показатель охвата аудитории тореадоров для проведенной рекламной акции.

Довольно часто сделка у вампиров сопровождается передачей какого-либо предмета (V5). В зависимости от атмосферы вашей игры это может быть подобие векселей и монет из фильма «Джон Уик» и его сиквелов - тогда уместна сцена в духе: «Я слышал, ты перебираешься в город N? Хочу отдать тебе эту монету в счет погашения моего долга. - Что это? - Такими монетами в городе N отмечают большие долги. Приди в элизиум, покажи монету, и любая гарпия сообщит тебе, как и с кого ты можешь получить своё. - Благодарю. Твой долг погашен». Либо это может быть что-то более привычное нам по историческим романам: «Возьми этот перстень. В час нужды отнеси его князю - он обязан мне жизнью и, увидев перстень, всё поймет и выполнит любую твою просьбу». Ну или вообще что-то специфично-вампирское и символичное (Succubus Club - Dead Man's Party): «Вы видели? %debtor_name% вручил %creditor_name% какие-то колосья, а тот с поклоном их взял. Что это было вообще? - Это пшеница, напоминание об отвергнутой жертве Каина. Приняв это подношение у всех на виду, %creditor_name% дает нам понять, что долг %debtor_name% погашен».

Достаточно щекотливый вопрос - долги к вампирам, на которых объявлена кровавая охота. В MET Vampire the Masquerade говорится, что все долги к жертве кровавой охоты и от нее аннулируются, и это кажется логичным, но одновременно с этим сказано, что если жертве удалось очистить свое имя и добиться прекращения кровавой охоты, она возвращает свои долги. И я уверен, что сейчас многие начнут гневно строчить в комментах: «Кровавую охоту нельзя остановить! Она продолжается до окончательной смерти жертвы!» - так действительно написано в Vampire the Masquerade revised ed. и в Guide to the Camarilla, но прямо в этой же редакции правил (а точнее - в Clan Brujah trilogy) сперва начинают, а затем прекращают кровавую охоту на Тео Белла. В общем, беловолки вновь противоречат сами себе, кровавая охота вполне может быть закончена, а гарпии не спешат вычеркивать преступников из своих книжечек. Ну а в V20 Companion сказано, что долг превыше закона, но князь может признать долг к жертве кровавой охоты недействительным. Это просто обязано создавать ситуации вида: «Вы слышали? %hunted_name% просил своего должника %kindred_name% о помощи, а тот ему отказал! - Но ведь князь аннулировал все долги %hunted_name%. - Ну да... Но ведь это был долг жизни!» - и репутации %kindred_name% будет нанесен непоправимый ущерб, хоть формально он всё делал правильно. Помогать жертве кровавой охоты - это преступление, и если об этом узнают, то следом охоту могут объявить уже на того, кто помог. Но отказаться вернуть долг жизни - это нарушение обычаев, которые старше любого указа любого князя; такое не прощается. Что лучше потерять: нежизнь или репутацию? Для старого вампира ответить на этот вопрос не так уж просто.

К этому моменту у читателя могло сложиться впечатление, что prestation - это чисто камарильская фишка, но это не так. Обычай использовать для платежей между вампирами не деньги, а услуги был введен кланом Последователей Сета в незапамятные времена (MET Vampire the Masquerade), и вампиры торговали так задолго до появления Камарильи. Поговаривают, что не было бы вообще никакой Камарильи, если бы Галарик взыскал свои долги.

Камарилья ж не возникла мгновенно при подписании Торнского соглашения - задолго до того собрания влиятельные вампиры встречались, обговаривали условия, заключали сделки. И вот на одной из таких встреч - скорее всего, в 1450 г., когда Рафаэль де Коразон выдал свою знаменитую речь (Clanbook Tremere) - бруха по имени Галарик вспылил и заявил, что все эти разговоры о Маскараде - чушь собачья, а проклятые Вентру с Тореадорами просто хотят себе еще больше власти (Anarch Cookbook). Не любил он эти кланы - они ему еще за Карфаген не ответили. Поэтому Галарик покинул собрание с мыслью о том, что надо бы отправить должникам (а должны ему были очень многие) письма с требованием ни с кем не объединяться и никуда не вступать (MET Vampire the Masquerade), и этого хватило бы, чтобы уничтожить Камарилью еще до ее создания. Но не успел Галарик никому написать - Вентру убили его раньше.


Про Галарика это, возможно, байка - а истина в том, что услугами торгуют и слово держат не только камарильцы, но и независимые кланы, и анархи, и даже (внезапно!) Шабаш.

У анархов, что бы они ни говорили, вообще много общего с Камарильей - только пафоса поменьше. Им чужда идея власти вампира над вампиром, но они признают важность репутации и необходимость держать слово. Когда анархский эмиссар отправляется к князю за тем, чтобы отмазать от смертной казни кого-то из мятежных неонатов, успех этой адвокатской миссии обеспечивают именно накопленные долги (Guide to the Anarchs).

А что у Шабаша? С одной стороны, весь этот ваш prestation - это гнилая камарильская тема, обычаи пешек патриархов, что-то чуждое для воина Меча Каина. С другой стороны, умение держать слово и возвращать долги - это то, что уважают и в Шабаше (MET Vampire the Masquerade). Шабашиты никогда не торгуются внутри стаи - братьям по стае нужно помогать бесплатно (Storyteller's Handbook to the Sabbat) - да и между стаями зачастую всё безвозмездно. Камарильские шпионы внутри Шабаша охреневают от того, что шабашиты свободно делятся информацией (Midnight Siege) - камарилец за ценную инфу обязательно бы что-то выклянчил.
Но, естественно, и у шабашитов бывают случаи, когда один каинит спасает или как-то иначе сильно выручает другого, и тогда спасенный дает слово чести, что расплатится за помощь - исполнит просьбу того, кто его спас. Пункт IV Миланского кодекса требует от шабашита сдержать слово чести, оно по сути приравнивается к священной клятве. Поговаривают, что кланы Ласомбра и Цимисхи прекратили гражданскую войну и поделили руководящие должности в секте именно потому, что Ласомбра в долгу у Цимисхов (Storyteller's Handbook to the Sabbat).
И, само собой, шабашиты не переуступают долги другим каинитам. Разве можно перепродать клятву?

Ок, с долгами внутри сект разобрались - а что с долгами между сектами? Возможна ли сделка между камарильцем и шабашитом? Или между камарильцем и независимым?

С независимыми всё просто - камарильцы регулярно с ними торгуют. И, т. к. независимый вампир не является частью Камарильи и в камарильском городе пребывает лишь временно, а после заключения сделки может навсегда исчезнуть, это порождает определенное недоверие. Если вы никогда больше не увидитесь, то и долг взыскать не получится, и слово держать как-то незачем, так что лучше рассчитаться на месте. Вспомните, как камарильцы заказывали Люсите (на тот момент не принадлежащей ни к одной из сект) убийство шабашитских военачальников (Clan Novel Saga, Vol. 2) - в качестве оплаты были предложены деньги, копии страниц Фрагмента книги Саргона и даже карточки доступа в интернет.
Если же у независимого и камарильца есть общие знакомые, а их сотрудничество планируется как долгосрочное, то у них куда больше причин заботиться о своей репутации, и в такой ситуации можно рассчитываться услугами, как, к примеру, носферату Атланты с сетитом Хешей Руадзе (Clan Novel Saga, Vol. 1). У сетитов, при всём их реноме (довольно заслуженном), отличная деловая репутация - кстати, Внутренний круг Камарильи должен услугу жизни иерофантам клана (Beckett's Jyhad Diary).

Ну а истинный шабашит обязан держать лишь слово, данное другому истинному шабашиту, т. е. каиниту, прошедшему ритуал создания. Камарилец же - это даже не каинит, а безвольная пешка патриархов, достойная лишь смерти от Меча Каина, поэтому кинуть камарильца - не западло. И об этом лучше бы помнить тем молодым камарильцам, которые считают, что Шабаш - это та же Камарилья, просто репутация похуже. Был случай в Ричмонде, когда один юный тореадор сдал князя с тем условием, что шабашиты посадят этого тореадора на трон и сделают своим наместником (Clan Novel Saga, Vol. 1). Отпилив князю голову ножовкой, шабашиты объяснили тореадору, что никакой наместник им не нужен, и принялись пилить уже его.

И на этом вопрос можно было бы закрыть, но рациональную логику вновь ломают психологическая ноша долга и соображения чести.


К примеру, Анна Уэссекская спасла нежизнь Сантьяго в те незапамятные времена, когда не было еще ни Шабаша, ни Камарильи. Прошедшие столетия разделили бывших союзников, и Анна стала камарильской княгиней, а Сантьяго поднялся в иерархии Шабаша, но они продолжали поддерживать связь. Причем, связь запретную - если бы об этом стало известно, каждого из них казнили бы свои же за дружбу с врагом. И Анна ничего не требовала - Сантьяго сам снова и снова ей помогал, рискуя положением и нежизнью, потому что считал, что его долг жизни не погашен (Vampire by Gaslight).

И ладно еще Шабаш... Вот бруха Мелита держала слово, данное баали Адону (Blood & Betrayal). Если бы она сдала инферналиста, ее никто бы не осудил, но Мелита считала, что обязана вернуть долг крови Адону, а иначе опозорит не только себя, но и своего сира, и всю свою родословную.

Короче говоря, даже те обещания, которые были даны тайно, без свидетелей и расписок, и которые никто не заставит выполнять, вампиры чаще всего выполняют по причине архаичных или же просто своеобразных представлений о чести и порядочности. Всё как у людей.

Ну и в завершение - пара слов о бэкграунде Status. Пяти точек очень мало для отображения карьерного пути вампира! Если следовать тем принципам, которые изложили сами же беловолки, то уже после пары достойно проведенных сделок в домене княжеский трон должен превратиться в широкую скамью, на которой неуютно теснятся сородичи со Status 5.
Беловолки, очевидно, осознавали эту проблему, поэтому ввели всякие Prestige и Clan Prestige - мол, от каких-то честных сделок и прочих социально одобряемых действий не статус растет, а другие бэкграунды, поэтому карьерный рост не настолько стремительный. Но этого всё равно мало!

Меня в этом плане выручили статусы-баффы из MET Vampire the Masquerade. При их использовании действия игроков прекращают быть барахтаньем неонатов на одном месте - за социально одобряемые действия персонажи «растут», но этот рост горизонтальный - вместо увеличения статуса происходит накопление баффов. Среди них есть весьма полезные, и персонажи определенно становятся сильнее.
Сам статус как ранг в моих играх остается - я его обычно даже в бэкграундах не указываю, но где-нибудь на листочке карандашом отмечаю (у всех PC и NPC обязательно должен быть статус, чтобы понятно было, кто с кем вообще разговаривать может). Но повышается этот статус только в сюжетно обоснованные (т. е. нужные мне как мастеру) моменты.

Само собой, без минусов не обошлось: игрокам нужно какое-то время, чтобы разобраться и выработать какую-то стратегию применения всего этого многообразия баффов - обычно это происходит между сессиями. Т. е. это вариант для длинной хроники, а для ваншота он не подходит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий