воскресенье, 3 апреля 2022 г.

Вампиры и налоги

Подписчик тут вопрос интересный задал - мол, как у вампиров обстоит дело с налогами? Надо ли князю дань платить?


Полагаю, что подписчика на этот вопрос навела строчка из V20 Companion: «Сторонники Камарильи сравнивают её с Римской империей в годы расцвета, когда завоёванным народам давалось гражданство и они были вольны делать что хотят, пока исправно платили дань». И в корбуке V20 говорится о том, что князь вправе взимать некую «кровавую дань». Но без уточнений.

Да, в свое время вентру из Нормандии попытались обложить данью английских вентру (DAV20 Companion), но на то они и захватчики. А вот чтоб платить не чужакам, а своим - это явно что-то нетипичное. В описании судьбы вампира-простолюдина в Three Pillars даже подчеркивается: «Становление тебя освободило - больше никакого оброка и барщины. Принеси своему вампирскому сеньору клятву верности и не-живи спокойно». Однако в V5 Camarilla мы узнаём, что Токио исправно платит дань, поэтому Камарилья закрывает глаза на тамошние странности. Кому платит? Чем платит? Непонятно...

Возможно, «кровавая дань» - это действительно дань кровью? Покопавшись в книгах по сеттингу, я нашел один примечательный случай, произошедший в средневековом Лондоне (описано в прологе к DAV20). Выяснилось, что некий Герцог объявил, что ежемесячный налог, составляющий 1 пинту крови с каждого человека в возрасте моложе 58 лет, увеличивается еще на 1 пинту. Причем, объявил он об этом не людям, а лондонским вампирам и приказал им оповестить об удвоении налога всех, кто не явился ко двору, потому что незнание княжеского указа не освобождает от ответственности. И в конце добавил, что лично придет к каждому за этим налогом.

Этот случай обсуждался как минимум в одном треде на форуме rpg.net, и там топикстартер удивлялся подобной налоговой схеме. Вот что вампирам делать с собранной кровью? Штука бесспорно полезная, но стремительно теряющая свою полезность (в той же DAV20 даны правила по тому, как кровь свертывается, высыхает и портится - за каждые 10 минут вне живого тела питательность крови снижается вдвое) и потому совершенно неудобная для накопления или в качестве обменного эквивалента. Да, свежесть крови можно поддерживать различными чародействами, но указ ведь был объявлен для всех вампиров, а не только для чародеев!

Всё становится немного яснее, если проанализировать персону самого Герцога, который фигурирует еще в Giovanni Chronicles II и London by Night. Это был любимый чайлд Митры, правивший от имени своего величественного сира в периоды его сна или путешествий. Известно, что он страдал от анахронизма и не видел в не-жизни ничего интересного, кроме охоты на других вампиров (Герцог был членом нелегального вампирского охотничьего клуба «Багровая вакханалия») - думаю, можно смело предположить, что всякая еженощная рутина вроде питья крови ему давным-давно надоела. Точное указание возраста в указе - моложе 58 лет - дает основание предположить, что это попросту та человеческая кровь, которую Герцог в силу проклятья клана Вентру мог пить. И тут-то всё встает на свои места: Герцогу просто влом стало гоняться за нужными людьми, вот он и возложил задачу по их поиску на всех лондонских вампиров. Полагаю, что «сбор налога» происходил безо всяких чародейств: Герцог тупо приходил в домен очередного вампира-«налогоплательщика», а тот должен был предоставить ему пойманного человека соответствующего возраста, чтобы и.о. князя сделал из него глоток. Причем, раньше он пил по пинте, а теперь вот захотел две - ну оно и понятно: вампир 5 поколения, в него влезает 20 литров человеческой крови, за ход может потратить 4 литра, так что если он активно охотится в этом своем клубе, то и аппетит должен быть соответствующий.

Проще говоря, под видом налога Герцог просто возложил на вампиров-горожан обязанность его кормить. И, кстати, когда он объявил об удвоении налога, кое-кто из старейшин озвучил: мол, есть мнение, что ты пропихиваешь под видом воли Митры свои личные шкурные интересы. Естественно, состоялся скандал.

И всё-таки насколько такой налог нормален? Должны ли вампиры что-то платить своему князю или кормить его? А то ж все мы еще с Bloodlines привыкли к тому, что князь (если он, конечно, не занят отрубанием голов) - это такой важный перец, который сидит где-то далеко и особо своих подданных не дергает, а если вдруг и выдает какой-то квест, то нормально за него вознаграждает. Так какую выгоду князь вообще с простых вампиров имеет?


Вот уже пять редакций подряд нам рассказывают о том, что вампирское сообщество (в первую очередь, естественно, камарильское) является квазифеодальным, т. е. не феодальным, но имеющим выраженные черты феодализма. А феодализм - это про феоды (оно ж из названия понятно). Феод - это кусок земли, который сеньор отдавал своему вассалу в пользование и распоряжение. Важно то, что при передаче сеньором вассалу права владения феодом сеньор в отношении феода аналогичного права не терял, и в результате один и тот же феод одновременно находился в собственности двух и более лиц. Причем, собственность эта была условной: если вассал по тем или иным причинам прекращал исполнять свои обязательства перед сеньором, сеньор имел право отобрать феод. Обязательства эти сводились к несению службы (военной, административной или придворной) в пользу сеньора, и никакой больше платы за пользование от вассала не требовалось.

У вампиров аналогом феода является домен. Да, есть небольшая разница: доменом может быть не только земля, но и право на что-то (например, право крышевать какой-то бизнес или право питаться кровью священников), но чаще всего домен - это всё-таки кусок территории. Доменам посвящено аж две из шести Традиций Камарильи (вторая и пятая), гласят они следующее: «Твой домен - твоя забота. Все прочие, пребывая в твоем домене, обязаны проявлять к тебе уважение и не смеют оспаривать решения твои» и «Уважай чужой домен. Явившись в чужой город, представься тому, кто правит в нем. Ты ничто, пока не принят в домене». Важно учитывать и то, что эти Традиции восходят к куда более древнему закону, который действовал еще тогда, когда никакой Камарильи и никакого Шабаша даже в проекте не было (DAV): «Я правлю в земле Нод, а ты - в своем домене. Ты владыка в нем, а все прочие должны уважать тебя или познают твой гнев. Войдя в земли твои, они должны представиться тебе, а ты должен взять их под свою защиту. Ты вправе позволить им охотиться, ведь кровь твоего домена принадлежит тебе. Заботься о своем домене, неси за него ответственность и проявляй к другим то же отношение, которого сам от них ждешь», - так говорил сам Каин. Так что не удивляйтесь, если какой-нибудь старый анарх или даже шабашит проявляет «камарильское» отношение к своему домену.

Домен князя - весь город. И все знают, что по приезду в чужой город нужно представиться князю, но мало кто помнит вот это «обязаны проявлять к тебе уважение» из второй Традиции - а ведь это уважение вполне может быть чем-то ценным. В Prince of the City о Сан-Франциско напрямую сказано, что гость должен не только представиться князю, но и совершить подношение. В DAV20 рассказывается об индийском городе Мангалуре, для посещения которого каждый вампир должен был привести с собой человека: мангалурским кровососам нужны были и кровь, и жизни - тамошние чародеи совершали множество жертвоприношений. Черт побери, даже в Bloodlines барон Айзек Абрамс не хотел иметь с нами никаких дел, пока мы не выполним для него квест с видеокассетой, тем самым заплатив за вход в его домен.

However, before we discuss how I might help you, there is the matter of tribute.

С платой за вход в домен связан мой любимый тип игровых ситуаций. Очень часто бывает такое, что игроки за наглых неонатов убеждены, что, накосячив в родном городе, они могут просто сбежать в город по соседству. Бывает такое, что это им даже удается, и вот они, преследуемые по пятам злобными охотниками и кровожадными оборотнями, влетают в княжеские покои, а князь задает им простой и очевидный (для всех, кроме игрочков) вопрос: «А какая выгода мне в том, чтобы впустить вас в мой город? Что я с этого иметь буду?» - и очень часто это ставит в тупик. Имеющиеся у них при себе товарно-материальные ценности чаще всего князю не интересны, а привычное для вампиров обещание услуги (ну вот это классическое «буду должен») вызывает у него лишь смех - они ж никто и звать их никак, так что такое обещание нельзя воспринимать всерьез.

Но предположим, что стороны договорились о цене. Что получает гость? Как минимум право находиться внутри домена и под защитой князя, что уже очень и очень здорово. Согласитесь, очень обидно, когда улыбчивый шериф  ногами выпихивает вас из города навстречу оборотням и прочим неприятностям - а он может, ведь «ты ничто, пока не принят в домене». Но если принят, то никуда тебя не выпихнут, если не накосячишь.

А чтобы не накосячить, важно уточнить, что и где в городе можно делать. Вампиру ведь нужно где-то спать днем, где-то охотиться, ну и передвигаться по городу как-то надо. Обычно в городе есть «кормушка» - какое-то непалевное место, где всем вампирам разрешено охотиться на людей - а в средневековом Лондоне была особая «кормушка» для кровососов, которые по какой-то причине охотиться не могли (огромные резервуары с крысами - штатный вампир-крысолов отвечал за наполнение резервуаров и пригодность грызунов в пищу). Верно и обратное: в городе могут быть места, где охотиться запрещено - кому-то конкретно или же кому угодно и на кого угодно. Кроме того, могут быть места, где вампирам нельзя тратить деньги или вообще запрещено появляться. Или же князь может приказать гостям города (всем гостям или именно вам) питаться на одной конкретной улице. Князь вообще вправе применять самые разные ограничения.

Если же вампиру разрешено находиться и питаться в «общих» районах города (так-то они по определению тоже княжеские, просто открыты для всех), то он волен и найти себе там место для дневного сна. И спустя какое-то время, скорее всего объединившись в котерию с такими же бомжами, вампир примет вполне логичное решение - объявить какой-нибудь квартал своим: ну вот была эта земля общей и ничейной (хоть и княжеской), а теперь будет принадлежать этому вампиру и/или его котерии. Теперь только они будут тут охотиться, а всем остальным сюда вход закрыт. Т. е. эта котерия обустраивает внутри княжеского домена свой домен, и по идее за это должна мгновенно прилететь ответочка от князя - но вряд ли прилетит. Князья весьма одобрительно смотрят на подобный сквоттинг, потому что, пока подданные заявляют о своих правах и спорят с соседями, они заняты и не покушаются на княжеский трон (VtM rev.).

Но предположим, что вампир оказался предусмотрительным и решил заверить права на свой домен у князя - мол, назовите цену, я ее заплачу, а вы сообщите всем немертвым горожанам о том, что это моя земля. Этой ценой может быть несение какой-то службы («Я отдаю вашей котерии %street_name%, а вы взамен обязуетесь защищать город от нападения с юга») или услуга (классическое «будешь должен»), или вообще что угодно - тут уж зависит от того, как договорятся. Причем, этот договор может быть как бессрочным, так и с ограниченным сроком - например, как у Джованни в Атланте (Atlanta by Night): князь позволил Лоренцо Джованни руководить инвестиционным банком (напомню, домен - это не всегда территория, иногда это право на что-то) в течение полугода, после чего некроманту пришлось бы либо выметаться из города, либо продлевать сделку.

Однако даже такое заверение прав на домен не избавит вампира от потенциальных проблем, потому что князь всячески постарается очертить границы домена максимально размыто («Несколько домов к северу от %park_name%»), чтобы подданные не расслаблялись и продолжали спорить с соседями (V5). Естественно, вампиры могут обратиться к князю, чтобы он их рассудил (князь так-то верховный судья по всем спорным вопросам в городе), но этот суд явно не будет бесплатным для обоих, а результат вряд ли кого-то устроит.

Но предположим, что владельцы соседних доменов (и заверенных у князя, и «самостройных») как-то уладили территориальные споры, обозначили границы своих земель условными знаками и дерутся далеко не каждую ночь.


В таком случае они могут на какое-то время расслабиться, почувствовать себя хозяевами своих доменов и диктовать там свои правила. Естественно, эти правила не могут противоречить Традициям Камарильи и указам князя, но в остальном у этих доменовладельцев развязаны руки. Они вправе разрешать и запрещать другим вампирам питаться в своих владениях и могут делить свои домены на субдомены, позволяя другим кровососам туда заселяться. И об оплате за питание/заселение гостям придется договариваться именно с владельцами доменов - князь тут вообще ни при чем. Вассал моего вассала - не мой вассал, всё по-феодальному.

Естественно, это создает «серую зону», где закон можно толковать двояко. К примеру, нужно ли представляться князю, если ты приехал конкретно в гости к кому-то из городских вампиров и собираешься поселиться в его домене? Вот как тут трактовать вторую Традицию? А ведь такая проблема возникает довольно часто - на каждом гвалте бруханов, например.

Таким образом получается, что несмотря на то, что князь для городских вампиров - бог и царь, власть этого самого «царя» довольно условна. Старые редакции (1-3) говорили примерно следующее: «Князь не правит городом, а осуществляет надзор. Городские вампиры не обязаны приносить князю никаких клятв верности, а их покорность определяется исключительно их трусостью. Многие вампиры игнорируют своего князя так же, как игнорируют всех прочих вампиров. Однако не все князья понимают, что их власть настолько неформальна - некоторые требуют, чтобы к ним относились как к королям в древности». V20 же сообщает: «Некоторые князья трактуют вторую традицию так: раз доменом князя является весь город, то всякий каинит, проживающий на его территории, обязан подчиняться князю и, возможно, даже платить ему дань. Некоторые князья придерживаются куда более либеральных взглядов и признают право суверенитета каждого более или менее влиятельного сородича в границах принадлежащей ему территории». Это не противоречие даже, а просто разные оценки - грубо говоря, старые редакции говорят: «Князья - это управленцы, но некоторые из них мнят себя королями», - а двадцатка: «Некоторые князья считают себя королями, некоторые - управленцами». Пятерка вновь склоняется к «старой» трактовке.

Вампиры по природе своей всегда недовольны, но, как уже говорилось выше, их покорность определяется исключительно их трусостью. Княжий трон стоит прочно лишь в том случае, если подданные боятся. Например, они могут бояться самого князя или тех, кто за ним стоит, но это не самый надежный путь. Вспомните ту же Bloodlines: если твоя власть зиждется лишь на ручной горилле, то и кончится эта власть тогда же, когда кончится горилла.


Поэтому всяко лучше, если подданные боятся не тебя, а того, что будет без тебя. Они недовольны и будут всяко пакостить, но всерьез никогда не восстанут, потому что предвидят: без тебя случится такое, что им самим не спастись. И вот тогда они будут бояться гнева князя, подчиняться его указам и считать его суд справедливым. Но выстраивание такого правления выходит за рамки темы этого поста.

Но предположим, что подданные качественно запуганы, а князь силен и пользуется уважением. Может ли он обвинить кого-то из подданных в неисполнении обязанностей и за это лишить домена? Может, конечно, но тут всё зависит от обоснованности обвинения и того, кто стоит за обвиняемым. В вампирском обществе крайне большое значение имеет заступничество, поэтому если за тобой стоит клан, то беспредела в отношении тебя не допустят. А если за тобой никто не стоит, то тебя выставят из города, даже не дав сказать слово в свою защиту. Именно по этой причине такую важность имеет институт примогената.

А обязан ли князь платить кому-то дань? Должен ли город башлять что-то «наверх»? Токио ж платит...

Судя по всему, не обязан. В сеттинге было немало вампиров, которые пришли в Камарилью со стороны, объявив себя князьями - Джан Галеаццо, например, или Тара Кирни - и никому они не платили. Скорее наоборот. Помнится, Тара, объясняя своим товарищам плюсы от вступления в Камарилью, особый упор делала на то, что это бесплатно: «Камарилья ничего не требует от князей и простых сородичей, а мы получаем принадлежность к большой организации и сеть контактов, на которую город может положиться» (Clanbook Brujah rev.).

Кстати, о Таре. Вы ведь помните, что после смерти Лякруа камарильское руководство заставило Тару покинуть Сан-Диего и отправиться княжить в LA? Именно заставило, а не приказало - приказать они ей ничего не могли. Формально она в своем городе главная и может смело посылать нахер всех этих ваших юстициариев и Внутренний круг, но лишь формально. А на деле ей сделали предложение, от которого невозможно отказаться, и ей пришлось переехать (Gehenna the Final Night). Т. е. покорность вновь обеспечивается не каким-то писаным законом, а старым добрым страхом.

Что ж, давайте подводить итоги. В Камарилье нет ничего бесплатного, и за проживание в городе вампиру приходится платить. Его действительно могут обложить налогом, который взимается с определенной периодичностью, но гораздо чаще это единоразовая оплата, после которой вампира никто не дергает и он может спокойно сычевать в своем домене, пока соблюдает царящие в городе законы. Чем именно платить, вампиры договариваются в индивидуальном порядке: это могут быть и деньги, и люди с нужной кровью, и услуги.

Ну а князь ничего «наверх» платить не обязан, но его могут заставить. В Токио действительно какая-то дичь творится: князь-цимисх, обязательная высылка старейшин в Киото и нечто сверхъестественное, подавляющее голод и подчиняющее волю... В общем, я бы на месте камарильских боссов тоже не поехал бы туда, а пригрозил пальцем издалека и намекнул, что готов закрыть глаза на все эти странности за определенную мзду.

11 комментариев:

  1. Мне казалось, что у юстициариев абсолютная власть над всеми, кроме Внутреннего Круга. Это не так, получается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Формально нет. Они верховные судьи, генералы и миротворцы, так что если город ни с кем не воюет и в нем нет каких-то спорных вопросов глобального значения, то юстициарию там делать нечего, никто в нем не нуждается и слушать его не станет. Но то формально
      А на деле их все дико боятся, так что они по сути верховная власть. Внутренний круг, конечно, круче - но его никто не видел, а юстициарии - вот они

      Удалить
  2. Князь-цимисх в Токио? О__о А где можно узнать об этом подробнее?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В V5 Camarilla о ней сказали, в V5 The Second Inquisition ее уже убили. Так что подробнее узнать не получится:)

      Удалить
    2. А, ясно
      Ну, как говорится:D
      directed by robert b weide

      Удалить
  3. Порадовал абзац про "бояться того что будет без князя" :)

    Прямо как "без Путина не будет России".

    ОтветитьУдалить
  4. Юстициарии имеют свои собственные домены, как князья или живут в чьих-то доменах? Ну жил старейшина в неком городе, и вдруг его объявляют юстициарием. Не будет же он бросать свой привычный уклад... Князь, конечно, будет очень "рад". А вот банда аластеров и архонтов данного юстициария селится рядом с ним? И князя уже не спрашивают? Прям тема для хроники)

    ОтветитьУдалить