Пронзание вампира колом пришло в массовую культуру из верований народов Восточной Европы. Причем, там кол вбивали не только в вампиров, но и в ведьм, и вообще во всех, кого подозревали в способности восстать после смерти. Кстати, это не всегда срабатывало: Эванс в своей книге The Criminal Prosecution and Capital Punishment of Animals пишет как минимум о двух случаях в XIV в., когда проткнутый мертвец продолжал выбираться из могилы и терроризировать живых, но уже орудуя острой палкой и с благодарностью за подгон. Пришлось эксгумировать лиходеев и сжигать их.
Т. е. изначально кол служил эдаким гвоздем, которым труп прибивали к земле, чтобы он не вылезал наружу. В более поздних версиях славянских верований кол стал убивать нечисть, но для этого его нужно было сделать из особого дерева: у каких-то славян это был боярышник, у других - осина, были также варианты с ясенем, кленом и липой.
В Vampire the Masquerade всё по старинке: кол может быть сделан из любого дерева, и вампира он не убивает (если только у того нет флава Killed by Staking из Player's Guide to Low Clans или Stake Bait из V5), а лишь обездвиживает. Забавно бывает, когда агрессор верит, что кол для вампира смертелен - это заблуждение порой позволяет проигравшему вампиру сохранить свою нежизнь.
И тут вы, конечно, спросите: «А зачем вообще протыкать вампира колом? Почему бы его просто не убить, например путем отрубания головы?»
Во-первых, иногда можно просто... не убивать! Понимаю, что массовая культура (сперва киношные боевики, затем компьютерные игры, а теперь и видео с дронов) утвердила в головах обывателей мысль о том, что убийство - это простой и удобный способ решения любых проблем, а кто-то из игроков и сам ведет свой подсчет фрагов ИРЛ. Тем не менее, обычно разумные существа как-то ухитряются мирно сосуществовать, и в норме не наблюдается резни всех против всех. А еще в VtM персонажи придерживаются различных моральных кодексов, часть которых запрещает убивать и наказывает за это деградацией. В общем, простите вы мягкотелых беловолков: парни не шарили за удобные универсальные способы и напихали в свою игру моральных выборов, где убийство обычно не является правильным вариантом.
Во-вторых, вампиры скрытны и малочисленны, за каждым из них история, и они друг друга... не знаю даже, какое слово тут подобрать... ценят? Они ненавидят друг друга и ведут вечный джихад, разрушая планы, уничтожая репутацию, лишая ресурсов и влияния, но вот до мокрухи доходит крайне редко. А если и доходит, то выясняется, что у вампиров есть свои обычаи и законы насчет того, кто, кого и как имеет право убивать. Чтобы не оказаться нарушителем этих законов, неплохо бы иметь нелетальное оружие - например, на тот случай, если один вампир кинется на другого, будучи во власти Зверя. Кол для этого подходит идеально.
С причинами разобрались, а что там по механике?
В Vampire the Masquerade 1st. ed. нужно заявить удар колом в сердце и набрать 5 успехов на броске попадания. Набрать их нужно за 1 ход, т. е. не получится пробить вампирскую грудь за несколько попыток. Если успехи набраны, кол пронзает сердце и вампир полностью обездвиживается.
Валяясь в параличе, вампир тратит по 1 БП в сутки, а после исчерпания бладпула начинает тратить по 1 ХП в сутки. Исчерпав всё здоровье, вампир впадает в торпор.
Кроме того, вампир может впасть в торпор от ран, если у него не осталось крови и здоровья. Т. е. сперва вампиру выносят всё здоровье, он падает в Incapacitated и не может делать ничего, кроме как тратить кровь на лечение ран. Если же крови не осталось, вампир впадает в торпор.
В торпоре вампир обычно полностью неподвижен и бессознателен, но могущественные кровососы (например, патриархи) могут использовать некоторые дисциплины.
Длительность торпора зависит от человечности (человечность 9 - трое суток, человечность 1 - пятьсот лет), табличка есть в корбуке. По истечении этого срока вампир может потратить пункт силы воли, чтобы выполнить какое-то незначительное действие - например, отползти в сторону или высосать труп животного (живую зверушку ему в таком состоянии не поймать). Собственно, для того чтобы восстать из торпора, должны быть соблюдены два условия: вампир отлежал положенный срок и после этого испил крови.
Если вампир просел по силе воли и не может сам двигаться и пить, ему остается надеяться, что кто-нибудь случайно истечет кровью ему в рот.
Вампир может впасть в торпор и добровольно. Сперва он укладывается на дневной сон, но ночью не просыпается, при этом 1 БП на закате он всё равно тратит. Исчерпав бладпул, вампир начнет тратить по 1 ХП в сутки. Пока в бладпуле или лайфбаре еще что-то осталось, вампир может прервать свой добровольный сон, ну а после того, как не осталось ни крови, ни здоровья, кровосос отправляется в полноценный торпор, выйти из которого сможет, лишь отлежав положенный срок и затем испив крови.
Кроме того, сказано, что известны случаи, когда торпорнутого удавалось пробудить кровью старейшины.
В Vampire the Masquerade 2nd ed. появилось прицеливание, и попадание в сердце требует броска с +2 к сложности. Но при этом прицеливание является чисто огнестрельным маневром, и это как бы означает, что кол лучше вонзать врукопашную - там сложность будет стандартной. В любом случае нужно накидать минимум 3 успеха на броске попадания (это уже после вычета уклонения) и нанести минимум 3 уровня урона.
Вампир с колом в сердце полностью парализован и ведет себя точно так же, как в первой редакции, т. е. сперва расходует бладпул, потом здоровье, а затем впадает в торпор.
Что касается торпора от ран, то вампир без крови и здоровья так же впадает в торпор, но во второй редакции появилась пара отличий. Во-первых, при впадении в торпор вампир теряет точку какого-либо физического атрибута (на выбор игрока). Во-вторых, по истечении срока вампир просыпается сам собой, без дополнительного питания.
При впадении в добровольный торпор вампир не теряет точку атрибута и расходует только кровь, а не здоровье.
Длительность торпора та же (табличка зависимости продолжительности торпора от значения человечности одинакова во всех редакциях), возможность пробуждения кровью старейшины присутствует, а всякие всемогуторы по-прежнему могут использовать в торпоре свои дисциплины.
В Vampire the Dark Ages попадание колом в сердце в ближнем бою идет с +2 к сложности броска и набрать нужно минимум 5 успехов, да еще и нанести 5 уровней урона. Но это ведь Средневековье, здесь часто стреляют из луков и арбалетов, а порой и копья метают, так что деревяшка в сердце может прилететь издалека. Такой выстрел также выполняется с +2 к сложности попадания, и набрать нужно те же 5 успехов, но вот урона нужно меньше - хватит и 3 уровней.
Вампир с колом в сердце точно так же, как и в предыдущих редакциях, полностью обездвижен и расходует сперва кровь, затем здоровье и в итоге впадает в торпор.
Правила торпора очень похожи на таковые из второй редакции: вампир впадает в торпор либо добровольно, либо в случае потери всех БП и ХП и просыпается только по истечении срока, зависящего от значения морали вампира - табличка здесь всё та же, но вместо человечности используется дорога. Независимо от добровольности торпора вампир теряет точку какого-либо физического атрибута (на выбор игрока), а при лежании в торпоре расходуется только кровь (если она в вампире каким-то образом осталась или кто-то торпорнутого подкармливал), но не здоровье.
В Vampire the Masquerade revised ed. прицеливание стало общим маневром и для ближнего, и для дальнего боя - попадание в сердце идет с +3 к сложности. Для протыкания сердца нанести нужно минимум 3 уровня урона.
Вампир с колом в сердце парализован и не может произвольно тратить кровь, но остается в сознании и способен использовать дисциплину Auspex. Вернее, так оно было в корбуке - в дополнительных книгах появились исключения, например Purify the Impaled Breast (Protean 8), где вампир вынужден тратить кровь несмотря на кол в сердце (Guide to the Camarilla).
Как и в предыдущих редакциях, парализованный вампир расходует сперва кровь, а затем ХП, но в ревайзде наконец-то прописали, что при этом тело вампира физически усыхает и становится похожим на мумию, т. е. вампир не просто вычеркивает уровни здоровья, а физически поглощает влагу своего тела вместо питательной крови. Когда не осталось ни крови, ни здоровья, вампир впадает в торпор, но этот голодный торпор отличается от торпора, вызванного ранами. Голодный торпор длится до тех пор, пока в вампира не зальют хотя бы 4 БП, которые немедленно тратятся на лечение, поднимая здоровье как минимум до уровня Injured, после чего вампир получает возможность восстать. Естественно, восстанет он в безумии и кинется на ближайшую добычу (само собой, если кол вытащили).
Казалось бы, можно переходить к рассмотрению привычного торпора от ран, но нет - сперва еще один вид голодного торпора. Вампир ведь может голодать не только с колом в сердце, а потому что его как-то иначе лишили доступа к крови - например, в подвале заперли. И он тогда тоже сперва потратит всю кровь, затем всё здоровье, иссохнет и упадет в голодный торпор, но если кола в сердце не было, то вампиру хватит всего 1 БП - всего один глоток крови, и он получит возможность восстать.
С торпором от ран всё похоже на предыдущие редации - вампир впадает в него в том случае, если у него не осталось ХП и БП. Продолжительность зависит от человечности - всё по той же табличке. По истечении срока вампир получит возможность восстать. Про кровь старейшин ни слова.
Почему я пишу не «восстанет», а «получит возможность восстать»? Да потому что в ревайзде пробуждение торпорнутого зависит от броска: вампир должен потратить 1 БП и прокинуть человечность по сложности 8 (тот же бросок, который делают для пробуждения от дневного сна). Если вампир не прокинулся, то повторить попытку он сможет на следующую ночь. Если крови не осталось, то будет он и дальше в торпоре валяться. Успешно прокинувшись, вампир восстает из торпора со здоровьем в состоянии Crippled.
Откуда этой крови взяться? Ну либо кто-то поранится и протечет кровью вампиру в рот, либо во рту у торпорнутого устроят гнездо какие-нибудь зверьки, кто-то из них умрет, а кровь его впитается в иссохшую вампирскую плоть, либо еще как-то. В отличие от предыдущих редакций в ревайзде вампир в торпоре кровь не расходует, так что потихонечку, капля за каплей наберет нужное количество.
Кроме того, с учетом того, что отлечивание ран - это произвольное действие, т. е. вампир должен заявить отхил, возможна следующая ситуация: вампир в состоянии Incapacitated падает на ринг, но отказывается тратить кровь на лечение. Если его в таком состоянии продолжат бить бэшингом или леталом, он отправится в торпор, но внутри у него будет кровь, так что по истечении положенного срока он получит возможность восстать безо всяких вливаний в рот со стороны.
А вот добровольный торпор в ревайзде стал совсем другим: добровольно торпорнувшийся вампир получает возможность восстать спустя половину срока, предписанного человечностью.
В Dark Ages Vampire попадание колом в сердце в ближнем бою идет с +3 к сложности броска, и набрать нужно минимум 5 успехов, да еще и нанести 3 уровня урона. В дальнем бою цифры те же, но добавилась возможность попасть стрелой в сердце случайно. Т. е. если стрелок не заявлял прицеливание в сердце, а шмалял тупо в корпус, но на броске попадания есть хотя бы одна десяточка плюс выпало достаточно девяток, чтобы результат мог проканать под критерии «5 успехов по сложности +3», и нанесено было 3 и более уровня урона, то стрела случайно пробила сердце и парализовала вампира.
В том, что касается пребывания с колом в груди, DAV копирует правила ревайзда и расширяет их. В ревайзде мумификация вампирской тушки, когда крови не осталось и расходуются ХП, была чисто нарративной, а вот в DAV параллельно с уровнями здоровья исчезают точки внешности (они вернутся, когда вампира вновь откормят).
Кроме того, в DAV вампиру с колом в груди ОЧЕНЬ больно и страшно. Понятное дело, что торчащая в груди палка - это по определению неприятно, но во всех прочих редакциях (кроме первой, где кол как бы и не дамажит, а просто делает вампира проткнутым) кровосос чувствовал ровно ту боль, что наносил кол причиненным уроном. В DAV же пронзенный вампир жутко мучается и, если кол вынули до окончательного иссыхания и погружения в торпор, должен прокинуться на сопротивление безумию.
Правила по торпору аналогичны таковым в ревайзде, но с уточнением: прямо указано, что если вампир пробудился с 0 БП, то он автоматически впадает в безумие, если с 1-3 БП - прокидывается на сопротивление френзи.
В V20 пронзание колом почти дословно скопировали из ревайзда и, естественно, в процессе чуток налажали. В ревайзде вот это противоречие - сперва сказано, что с колом в груди кровь тратить нельзя, а потом выясняется, что можно - вполне объяснимо: Protean 8 дописали в другой книжке и тупо забыли, что там в корбуке было. Но в двадцатке Protean 8 (здесь эта паверза получила название Purify the Impaled Beast) находится в том же корбуке, что и правила по кольям, буквально в 80 страницах от запрета тратить кровь - мне это показалось забавным.
Правила по усыханию и голодному торпору, а также торпору от ран полностью скопированы из ревайзда с одним лишь исключением: у вампиров на путях просветления всё точно так же, как у человечных - просто вместо значения человечности учитывается значение пути. В ревайзде не было уточнения про пути, в правилах была только человечность, поэтому в отношении путевиков использовали заковыристо прописанную в корбуке формулировку, согласно которой вампир на путях считался как бы имеющим человечность 3.
В V20 Dark Ages правила по пронзанию колом и торпору такие же, как в V20, но вместо значения пути используется значение дороги.
Как вы могли заметить, в ревайзде, двадцатке, а также в ревайзнутом и двадцаточном даркэйджах торпорнутого нельзя пробудить, напоив кровью старейшины. Там приходится побегать, поискать некроманта, уговорить и поторговаться - я об этом писал в телеграм-канале.
В V5 многое изменилось. Например, пятерочным слабокровкам кол в сердце наносит много урона, но не парализует (в допятерочных редакциях слабокровки реагировали на кол так же, как и все прочие вампиры). А еще вампир с колом в сердце может, тратя волю, совершать мелкие движения (например, шевелить пальцами).
Чтобы попасть колом в сердце, нужно сделать удар или выстрел со штрафом -2 и нанести 5+ уровней урона (до ополовинивания). Парализованный колом вампир остается в сознании и может использовать ментальные дисциплины.
Валяясь в параличе, вампир продолжает каждый вечер делать rouse check, и рано или поздно он разгонит голод до 5, а затем снова зафейлит бросок, из-за чего упадет в торпор. То же самое происходит, если вампир голодает по какой-то иной причине.
От ран вампир падает в торпор дважды. Первый раз - когда весь его лайфбар заполнен аггравой. Валяясь в торпоре, вампир делает rouse checks, залечивая по 1 агграве за ночь. Полностью исцелившись (восстановив всё здоровье и залечив все осложнения), вампир восстает из торпора. Если же он фейлит броски, набирает голод 5, а потом снова фейлится, то погружается в полноценный торпор, длительность которого зависит от человечности.
Если же речь о добровольном торпоре, то уснувший вампир продолжает делать rouse checks каждую ночь, а дальше сами знаете - рано или поздно фейл приведет его в полноценный торпор, длительность которого зависит от человечности.
В торпоре вампир не может использовать дисциплины и как-то реагировать на происходящее, он во всём похож на труп. Исключение - паверза Dreaming Mind дисциплины Auspex, позволяющая торпорнутому старейшине осознавать окружающее и насылать видения на соклановцев (Gehenna War).
За каждые 50 лет торпора Blood Potency вампира уменьшается на единицу (насколько понимаю, это очередное воровство у Хроник). Восстановить Blood Potency можно тауматургическим ритуалом Reawakened Vigor (Gehenna War). А еще Blood Potency учитывается при попытке пробудить торпорнутого алхимическими зельями или кровью старейшин - об этом я писал в том же посте в телеге.
По истечении предписанного человечностью срока вампир может кидать Resolve + Awareness (сложность 2) каждый раз, как рядом с его торпорнутой тушкой оказывается подходящая жертва. В случае успеха вампир просыпается с голодом 5 (и с высокой вероятностью впадает в безумие), кидается на жертву, жрет и снова торпорится. Если ему удалось пожрать так, чтобы уменьшить голод до 4 или ниже, то он не торпорится и полностью просыпается.
Если вампир лежит в торпоре и с колом в сердце, то по истечении срока он не просыпается, пока кол не вытащат. Но вот когда вытащат, полностью просыпается с голодом 5 в эту же ночь и обратно не торпорится.
Давайте подведем итоги.
1. Паралич от пронзания сердца деревяшкой - это не торпор, а совершенно иное состояние. Торпор - это сон (как дневной, только дольше), а парализованный колом вампир находится в сознании.
2. Если кол долгое время не вытаскивать, тело вампира иссушает само себя и кровосос таки погружается в торпор. В зависимости от редакции этот процесс может сводиться просто к зачеркиванию квадратиков на листе персонажа, а может сопровождаться мучениями и/или приводить к превращению вампира в страшенный мумифицированный труп.
3. Если вампира с колом в груди подкармливать кровью, то он долгое время будет оставаться парализованным, но всё осознающим, не впадая в торпор - это можно использовать, например, как пытку. В прологе Vampire the Dark Ages для кормления из вампира приходилось вытаскивать кол, в прочих источниках о вытаскивании ни слова, значит пронзенный вампир способен усваивать кровь и так. Вот эта карточка из VtES как бы подтверждает:
4. Торпор тем дольше, чем ближе вампир к своему Зверю. В зависимости от редакции учитываться могут как дорога/путь, так и одна лишь человечность - в последнем случае вампир с альтернативной моралью рискует проваляться в торпоре долгие годы, если не столетия.
5. Правила о том, можно ли в торпоре или с колом в сердце использовать дисциплины, а если можно, то какие, постоянно менялись от редакции к редакции. Чтобы не спорить по этому поводу, лучше юзать конкретно те паверзы, в описании которых напрямую или хотя бы намеком указано, что их использовать можно.
6. Также от редакции к редакции менялись и правила пробуждения вампира из торпора. В первой и второй редакциях можно было экстренно поднять торпорнутого кровью старейшины, в ревайзде и двадцатке эту лавочку прикрыли, но при этом существенно упростили пробуждение из торпора, обусловленного голодом, а не ранами. Ревайзд будто бы подталкивает к внедрению в игру подобных сцен:
В копро насыпали какую-то совсем уж неприлично много всего. Слабокровки в V5 охотно торгуют своей алхимией, а некроманты перестали быть мутными личностями из независимых кланов и бладлайнов - гекаты в каждом камарильском городе прописаны. Blood Potency и так со временем снижается, а тут еще и некромант с ним пошаманить может, а дальше либо старую кровь искать, либо пусть алхимик зелье варит. При таких раскладах непонятно, почему вообще в пятерке кто-то еще в торпоре лежит - торпор вообще не кажется уже какой-то проблемой.
А ведь торпор должен быть проблемой! То, что вампир может на долгие годы, десятилетия или даже века уйти в спячку - важный элемент сеттинга. Это и спящие патриархи, и вражда Елены и Менелая, которые из торпора управляют своими пешками, и лондонские вентру, вынужденные прятать израненного Митру, и подкармливающая Шаагру тремерами Либуше, и пугающее своих потомков меняющееся тело в подвале венской капеллы, и много чего еще. Торпор надолго выключает вампира из нежизни, и риск всё потерять и вернуться к разбитому корыту вынуждает кровососов перестраховываться и подыскивать лояльных преемников, причем так оно даже в пятерке (Trails of Ash and Bone; Let the Streets Run Red).
С другой стороны, при игре за Шабаш неплохо бы иметь какой-то способ быстро поднимать вампиров из торпора. Оно и для игры полезно (шабашиты часто сражаются и чаще оказываются в торпоре от полученных ран, и в какой-то момент игра может зайти в тупик из-за того, что все или большая часть персонажей игроков на долгие годы ушли в спячку), и помогло бы закрыть некоторые дыры (например, в Clan Novel Trilogy: Lasombra выступающий в качестве ментора Поланко определял успешность снижения человечности у Люситы, стреляя ей в голову и измеряя продолжительность торпора, что по правилам уже очень скоро привело бы к прекращению обучения из-за того, что пробуждения придется ждать не менее года).
Для своих игр я замешиваю забористое хоумбрю, игромеханическим ядром которого является ревайзд, а это значит, что голодный торпор - не беда, а вот торпор от ран - это всерьез и надолго. При игре за Камарилью или анархов торпорнутый обычно блуждает в чертогах своего сознания (в торпоре вампир может видеть сны, и я этим пользуюсь, подкидывая всякие фантасмагорические видения, иногда с крупинками полезной информации), пока его товарищи ищут некроманта. При игре за Шабаш я использую статусы из MET и расширяю функционал статуса Battle-Scarred, позволяя ему поднимать вампира не только из инкапа, но и из торпора.
А как часто впадают в торпор на ваших играх?
Выходит, несферату-нетопырь из ночной дороги не бьётся ни с какой из редакций, поскольку камарильцы специально подкармливают его, чтобы НЕ просыпался, а он должен после такого наоборот, восставать.
ОтветитьУдалить