среда, 3 июня 2020 г.

Cairo by Night. Глава 1. Грехи отцов (история Каира), стр. 33-39

Вавилон Египетский

Первым поселением в этих краях, руины которого удалось найти в современные ночи, является древняя крепость в регионе Истабль Антар на восточном отроге горной цепи Мукаттам. Примерно в 600 г. до н. э. сюда согнали пленных из недавно завоеванного Вавилона, которые стали возводить крепость на берегу реки, и первыми ее жителями стали как раз эти пленные и гарнизон, для которого крепость и строили. Место было выбрано с умом - именно здесь, чуть южнее Гелиополя, можно было пересечь реку, сделав остановку на острове Рода. Египтяне назвали этот город «Нил дома Гелиополя», но позже он стал известен как Вавилон Египетский.


Камбис привел с собой рабочих из Вавилона - того Вавилона, что на Евфрате - чтобы завершить строительство канала к Красному морю, которое начал фараон Нехо 90 лет назад. Камбис понимал, насколько важна крепость, ведь она позволила бы контролировать доступ к Верхнему Нилу, особенно при наличии функционирующего канала. Такой канал мог обеспечить связь Вавилона с богатыми восточными землями, а близость к острову Рода позволяла легко пересечь Нил. Вавилон Египетский стал тем звеном, что объединило восток и запад.

И хотя Вавилон был крайне важен как переправа, горстка ассамитов, пришедших вместе с Камбисом, не увидела в крепости ничего особенно полезного. Их внимание было приковано к югу, где сохранились цитадели сетитов. А вот интересам Борца крепость, наоборот, отлично соответствовала.

Кое-кто говорит, что Борец влюбился в Вавилон Египетский из-за его названия, надеясь хотя бы так вновь почувствовать связь с ушедшим сиром. Другие считают, что Борец увидел в растущей крепости новый город солнца, где вновь воцарятся мудрость и вера. Есть и те, кто считает Борца чистым прагматиком - ему попросту не хотелось иметь ничего общего с вампирами Мемфиса, а в мелких городах ему не хватало пропитания и безопасности, вот он и захотел себе город покрупнее.

И хоть Борец был философом, в его жилах текла кровь Каина, и он не мог простить персидским варварам то, что они бездумно уничтожили то, что он веками оберегал. И когда в его домене поселился персидский каинит по имени Набонид, Борец мог думать только о мести. Однако Набонид сам пришел к нему и сказал, что явился в Вавилон Египетский не с целью оскорбить Борца или поучаствовать в распрях последователей Сета и Хакима, а лишь для того, чтобы обучаться у великого мудреца.

Согласно легендам, эти двое всю ночь провели за беседой в убежище Борца посреди крепости, а наутро Набонид сказал, что готов уйти, если Борец того желает. Однако Борец предложил персу свое гостеприимство, и их товарищество стало плодотворнее, чем они оба могли ожидать.

Александр

В 332 г. до н. э., будучи провинцией Персидской империи уже почти 200 лет, Египет привлек внимание величайшего из военачальников всех времен. Александр - бывший ученик Аристотеля и воитель из Македонии, что на окраине Греции - пришел освободить Египет от персов. В отличие от предыдущих захватчиков, Александр не собирался покушаться на обычаи и культуру этих земель.

И поэтому почти все каиниты Египта приветствовали Александра. Тореадоры, поселившиеся в Средиземноморье в годы расцвета Греции, страдали под гнетом персов и находили утешение лишь в том, что на севере империи не так сильно чувствовалось варварское влияние. Гангрелы в западных пустошах Египта отнеслись к персидским захватчикам как к незваным гостям. Дети Осириса считали успехи Камбиса результатом сетитских махинаций. Сами же сетиты лишались своих смертных последователей и исконных доменов, которые отнимали ассамиты. Если вдуматься, среди каинитов оккупации были рады только пришедшие с персами ассамиты и те, кто заключил с ними сделки.

Одной из самых интересных историй о завоевательном походе Александра стала история посещения им оракула в оазисе Сива. Александра мучали вопросы касательно его судьбы, и новый император Египта пересек западную пустыню, веря, что найдет ответы в оазисе.
Если верить легендам, юный военачальник спросил оракула о своем происхождении и месте во вселенной. И хотя все считали Александра сыном Филиппа, оракул открыл ему правду - он был сыном Амона, «тайного бога», посланным для освобождения родины предков от захватчиков. Узнав об этом, Александр отослал свою стражу и наедине задал оракулу еще один вопрос. Какой - неизвестно до сих пор, ведь сам Александр об этом никогда не распространялся.
Посещение оракула стало поворотным моментом в судьбе города, названного в честь Александра. Но это уже совсем другая история.

Александр не только изгнал персов (которые приложили все усилия по уничтожению древнеегипетской культуры), но и основал столицу на севере - портовый город под названием Александрия. Это отвлекло внимание смертных от того, что творилось в перенаселенных городах юга, и позволило нежити в Мемфисе продолжать пировать несчастным скотом. Македонцы не мешали каинитам распоряжаться стадом привычным образом, и потому Александру были рады. Ну а смертные встречали Александра как освободителя, который принес им процветание после двух веков страдания.

Александр умер во время похода. Он так и не увидел города, который основал, но был там похоронен, а правителем Египта стал его самый доверенный генерал по имени Птолемей. Он стал первым из македонской династии, воцарившейся в Александрии почти на 300 лет.

Египет процветал под властью Птолемея. Влияние греческой культуры, когда-то возвысившее Гелиополь, ныне охватило всю страну. Египет стал величественной точкой пересечения Европы, Азии и Африки... но это касалось только северной части страны. Юг был сам по себе. Несколько тореадоров и ласомбра переселились в новую столицу в поисках новых возможностей, а Вавилон Египетский и ныне забытый Мемфис остались в тени. Среди греческих тореадоров были уважаемые мудрецы, знавшие о Борце и его привычке к уединению - и они не стали его тревожить. Борец был им за это благодарен - то, что делали они с Набонидом, не нуждалось в огласке.

Возвышение Рима

Хоть расцвет Александрии вернул Египту достоинство, он одновременно привлек внимание очередных завоевателей. Во времена птолемеевской династии Рим принялся расширять свои границы и заключать торговые сделки со всеми странами Средиземноморья. К первому веку до н. э. из Египта по римским дорогам ежедневно шли обозы с зерном. И римляне знали, что Египет способен поставлять гораздо больше продовольствия.

Говорят, что 14-й правитель птолемеевской династии - печально известная царица Клеопатра - была гулем сетитов. Она использовала все свои женские чары, чтобы влюбить в себя Юлия Цезаря и тем самым ослабить аппетит растущей Римской империи. Какое-то время это работало, и Рим не захватывал Египет, пока Цезаря не убили в 44 г. до н. э. Последним шансом Клеопатры был очередной роман, но соблазненный ею римский генерал Марк Антоний был разбит в морском сражении при мысе Акций, и надежд не осталось. Противник Антония - Октавиан, позже ставший императором Августом - победоносно вошел в Александрию, объявив Египет своим.

Царица не склонилась перед Октавианом. В 30 г. до н. э. Клеопатра VII Филопатор, последняя из потомков Птолемея, заперлась в своих покоях на верхнем этаже башни в Александрии и дала кобре укусить себя. Так оборвалась птолемеевская династия, а Египет стал житницей Рима.
Если Клеопатра действительно была гулем сетитов, то ее загадочный регнант давно покинул ее к этому времени, видимо в поисках лучших перспектив для вложения своей крови.

Смерть Антиноя

Я знал, что мы дойдем до этого...
Антиной родился в городе Клаудиополис в греческой провинции Вифиния (северо-запад Малой Азии). Неизвестно, кем были его родители и когда точно он родился, но на момент его смерти в 130 г. н. э. его описывали как merkakion - парня не старше 20 лет. И хоть эта неизвестность разочаровывает, смертное происхождения Антиноя почти не имеет значения.

Значение имеет то, что Антиной по какой-то причине стал возлюбленным римского императора Адриана, который занял трон после смерти своего кузена Траяна в 117 г. Скорее всего, Адриан забрал Антиноя к себе, когда объезжал свои владения в 123 г. - парню тогда было 11 или 12 лет. Неизвестно, добровольно ли семья отдала Антиноя, но это также не имеет значения. Значение имеет то, что после возвращения в Рим император Адриан сделал Антиноя своим фаворитом.

Историю Адриана и Антиноя многие считают буквальным воплощением греческой сказки о Зевсе и Ганимеде - сказки о великой любви и великой печали. В контексте греческой традиционной педерастии (связи между взрослым мужчиной и мальчиком) Антиной стал отличным эроменом, а Адриан - эрастом. Все современники согласны в том, что мальчик был прекрасен, а также отличался остротой ума и слова. Адриан же во всех смыслах был истинным римским эстетом, которого несомненно восхитила красота юного грека. Многочисленные статуи Антиноя, созданные по приказу Адриана, подтверждают эту гипотезу.

Обстоятельства смерти Антиноя в 130 г. неизвестны. Некоторые предполагают, что он утонул в Ниле, прибыв в Египет вместе с Адрианом. Большинство историков, включая меня, считают, что он принес себя в жертву.

Главной причиной такого мнения является то, что Адриан придерживался традиционного египетского мистицизма, и Антиной также перенял эту веру. Египтяне приносили жертвы речным богам, чтобы те ниспослали Нилу ежегодный разлив. В год приезда Адриана страна переживала тяжелые времена, ведь два предыдущих разлива были недостаточными. Египту грозил голод, и по всей стране говорили о необходимости возврата к традиционным жертвоприношениям.

То, что жертву после смерти обожествляли, могло сделать эту мысль особенно привлекательной для влюбленного эромена: принести себя в жертву и тем самым сохранить Египет для своего возлюбленного, попутно обретя бессмертие. Оставшись в живых, он со временем неминуемо потерял бы расположение своего эраста, а тут получал возможность умереть молодым и счастливым, да еще и получить посмертное поклонение. Любой юноша в его положении воспользовался бы такой возможностью.

Так или иначе, теплым октябрьским вечером Антиной оказался за бортом и пошел ко дну Нила.

Возвышение Антония

Умерев в водах Нила, Антиной восстал из мертвых на его берегу. Неизвестно, знал ли юный грек о существовании каинитов, но его жертва и отчаянное желание бессмертия привлекли внимание того, кто мог это бессмертие дать. Неизвестно, кем был этот могущественный каинит, но он видел, как Антиной принес себя в жертву во имя своего возлюбленного, понял значение этого поступка и принял решение спасти юношу.

Неизвестно, когда именно сир Антиноя дал ему становление, но он надлежащим образом обучил мальчика. Он рассказал ему о мрачном наследии третьего смертного, о проклятиях крови, о многовековой войне и о положении их клана в этом темном новом мире. Сир хотел сделать мальчика правителем и потому рассказал ему очень многое перед тем, как уйти. Но рассказанного было недостаточно.

Доменом Антиноя стал остров Рода посреди Нила. Стратегическая важность острова росла, и на нем была построена крепость, похожая на Вавилон, где находились чиновники и целый гарнизон римских солдат. Покорные стали гулями, с непокорными пришлось немного потрудиться, и вскоре окрестности Вавилона принадлежали этим двум вентру. Когда Антиной научился контролировать торговые маршруты, сир покинул его и направился на восток.

Историческая справка

Говорят, что на острове Рода тысячу лет стоял обелиск, который таинственным образом исчез в годы правления мамлюков. Если верить рисункам, дошедшим до наших времен, то надписи на обелиске говорят о том, что Антиной был «возвращен к жизни» на острове Рода, а сам обелиск был возведен сиром в дар возлюбленному чайлду.
Интересны слова сира, выгравированные в основании обелиска. Одна строка начинается на передней грани обелиска, вторая - на задней. Первая строка гласит: «С этого острова, окруженного водами, что забрали тебя у этого мира, ты будешь править». Вторая: «Именем моим - именем отца, вернувшего тебя в этот мир - ты будешь править».

Вопрос происхождения

Несмотря на то, что никто не знает, кем был сир Мальчика-царя, можно сделать одно обоснованное предположение. Точно известно, что вскоре после становления юный вентру сменил свое имя с Антиноя на Антония. Наиболее популярная версия гласит, что его сиром был никто иной, как Антоний Галл - мафусаил клана Вентру, который через 200 лет способствовал основанию Константинополя.

Общеизвестно, что Галл проводил много времени вне стен Вечного города в последние несколько столетий перед возвышением Нового Рима, и он вполне мог посетить север Африки, застать там жертвоприношение и забрать мальчика себе. С учетом склонности самого Мальчика-царя к идолопоклонству легко можно представить, что он взял себе имя того, кто одарил его вечностью. Дополнительным подтверждением этой версии служит внезапная смена настроения Мальчика-царя, когда Галл исчез в далеком Константинополе в конце VIII века.

Мне нечего противопоставить этой версии, так что я оставлю этот вопрос без ответа.

Мальчик-царь

Говорят, что на самом деле таинственный сир не покинул Египет, а обосновался в стране, тайно помогая своему чайлду. Поговаривают, что именно он стоял за поклонением Антонию как аспекту Осириса в Египте и как аспекту Диониса в Греции. Считается, что он поселился в городе, который Адриан основал в память о своем возлюбленном, и заманивал туда греков из Птолемаиды, чтобы обеспечить Антинополю процветание.

До того как стать провинцией Восточной Римской (Византийской) империи, Египет поставлял зерно напрямую в Рим. Антоний оправдывал свое наследие, и поставки продовольствия в окрестностях Вавилона никогда надолго не прерывались. И хотя власть Антония над смертными в последующие 200 лет приняла опасные масштабы, другие каиниты его игнорировали, будучи заняты менее прагматическими задачами.

Первое серьезное разногласие между Антонием и покровителем Вавилона возникло, как можно догадаться, на почве разделения церкви и государства. Теоретически греки были братьями по вере с коптами - египтянами, принявшими христианство, которое им принес святой Марк в I веке н. э. На практике греки собирали налоги и погрязли в бюрократии, а копты производили товары и потому платили налоги. И пока египтян не лишали банального человеческого достоинства, они не возражали против того, что их страна стала житницей для оккупантов.

В 284 г. на престол взошел император Диоклетиан, который официально разрешил лишь одну ветвь христианства, а прочие объявил ересью. Начались погромы, тысячи коптов были убиты, а многие бежали из Александрии в Вавилон, потому что слышали о том, что на тамошних жителях лежит благословение. Естественно, за этим благословением стоял Борец, который немало времени потратил на то, чтобы обеспечить своему стаду свободу вероисповедания.

После раздела Римской империи на Восточную и Западную в 330 г. н. э. немногое изменилось. Хоть Новый Рим заявлял о себе как об «улучшенной версии» исходной культуры, там царили те же пороки, что и в прежнем Риме. То, что Константин видел в своей новой империи особую благодать, лишь увеличивало раскол между коптами и греками в Вавилоне. Антоний принял сторону греков и предложил им любую помощь вплоть до того, что согласился публично выйти к людям, чтобы лично вдохновить массы. В ту пору и каиниты, и скот узнали, что островом Рода правит Мальчик-царь.

В ответ копты окончательно отказались считать греков братьями по вере. Коптская монофизитская церковь отказалась признать власть византийского патриарха в Константинополе и учредила патриархат в Александрии. Объявленные императором равенство и благодать принесли египтянам лишь травлю и гонения.

Борец насаждал терпение и послушание, призывая коптов к смирению. Но эдикт Диоклетиана переполнил чашу его терпения, и Борец перестал препятствовать восстанию коптов.

Антоний считал, что обладает божественным правом царствовать, но он уважал силу своего соседа. Его не волновало, почему Борец так печется о своем стаде, но он видел, что Борец могущественен, а стадо его велико.

В середине IV века Антоний решил договориться о разделе сфер влияния и отправил Борцу послание. Даже не встретившись лично, каиниты договорились о том, что доменом Антония станут острова Нила и чиновники смертных, а Борец оставит за собой духовенство в Вавилоне. И хоть копты продолжили враждовать со своими религиозными оппонентами, каиниты отстранились от этой ситуации. Антоний не поддерживал гонения и даже пытался отвлечь внимание смертных более практическими вопросами, а Борец продолжил поддерживать коптов, но не участвовал в их периодических восстаниях - его больше заботили собственные исследования.

В 450 г. н. э. Набонид впервые за тысячу лет покинул Вавилон. Ситуация в Египте улучшилась, а вот на родине у него были дела, требующие срочного участия. Оставшись один, Борец стал еще более замкнутым и целиком ушел в свои мысли. К началу заката Восточной Римской империи никто и не помнил о покровителе Вавилона.

Об осаде Вавилона

Я располагаю и личными свидетельствами, и историческими данными о том, что судьбу Вавилона решил один-единственный разговор. Арабская армия вот уже семь месяцев стояла под 15-метровыми стенами крепости, как вдруг посреди их лагеря в землю вонзилась стрела с привязанным к ней посланием - прислать человека «мудрого и целеустремленного», чтобы обсудить с египетским представителем возможность мирного решения вопроса.

Опасаясь того, что это ловушка, Амр ибн аль-Ас отправил двух человек - один был непревзойденным воином и стратегом, другой был сведущ в науках и религии. После захода солнца из крепости вышел мужчина, но никто из арабов не мог сказать, откуда он появился, ведь даже ворота города не открылись.

Мужчина и двое послов встретились у костра близ арабского лагеря. Со слов дозорного, который наблюдал за их разговором, беседа заняла считанные секунды. Все трое поднялись, ударили по рукам и вместе направились в город, а ворота крепости открылись и не закрывались до восхода, чтобы все арабы смогли войти.

Вскоре после этого Борец навсегда покинул Египет, оставив свой домен в руках арабов, с которыми договорился о капитуляции Вавилона.

Черная смерть

Одним из ужаснейших бедствий, случившихся с Каиром за последние два тысячелетия, стала чума. Хотя все сочувствуют Флоренции и Лондону в XIV и XVII вв., Египет пострадал от чумы сильнее, чем любая европейская страна. Для тех, кто в курсе, Каир всегда был синонимом мора.

Впервые черная смерть наведалась в Египет в 542 г., когда Каир был еще под властью Византии (и назывался Вавилоном Египетским). Чума пронеслась по Египту, проникла в Сирию, а затем пошла в Европу. И в отличие от последующей эпидемии XIV века, которая закончилась всего через 5 лет, эта чума длилась полвека - до 594 г.

Другие эпидемии случались в Египте, когда он уже стал мусульманским, и каждый раз Каир страдал сильнее всего. В период с 1347 по 1517 гг. зарегистрировано не менее 55 вспышек заболеваний, из которых 20 были полномасштабными эпидемиями. Известный арабский историк писал, что летом 1347 г. в Каире от чумы умирало по 1000 человек ежедневно. К тому моменту, когда черная смерть успокоилась, вымерло полгорода.

И пока население европейских городов понемногу росло, египтяне продолжали вымирать. К 1800 г. численность египтян была на две трети меньше, чем во время арабских завоеваний, хотя прошла уже тысяча лет. За свое уникальное расположение и размер Каир был обречен на мор, хотя всегда были те, кто подозревал, что причина в другом...

Комментариев нет:

Отправить комментарий