четверг, 23 июля 2020 г.

Cairo by Night. Глава 1. Грехи отцов (история Каира), стр. 39-43

Фустат

В 640 г. с Аравийского полуострова пришло войско, навсегда изменившее Египет - 5000 человек под руководством Амра ибн аль-Аса, военного представителя халифа Медины. К тому времени пала уже большая часть Византии, и мусульманам важно было завоевать Вавилон. И хотя копты радовались грядущему «освобождению», римский гарнизон не спешил сдаваться. Однако после долгой осады арабы вошли в город, и это имело огромные последствия для Египта.





Амр обложил весь Египет данью и планировал основать столицу в Александрии, которую патриарх Кир сдал после осады. Однако, когда он огласил свои планы, халиф задал простой вопрос: «Тогда между мною и войском мусульманским будет водная преграда?» - и Амру пришлось признать, что так и будет. Тогда халиф приказал генералу основать столицу вблизи Мемфиса, но на восточном берегу Нила, чтобы между ней и Аравией была только суша.
Вернувшись из Александрии, Амр увидел, что в складках его шатра («фустата») из козьих шкур свили гнездо голуби. Он счел это знаком свыше, приказал не трогать голубей, а когда они улетели - построил на месте шатра первую в Египте мечеть, вокруг которой выросла новая столица, получившая название Фустат. После того как люди Амра расчистили канал к Красному морю, город стал связующим звеном между востоком и западом.

Разрабатывая план города, Амр предусмотрел там кварталы («хитты») для разных племен арабов, чтобы враждующие династии не продолжали свои распри в Египте. И этот план, логичный для новых смертных обитателей этих земель, привел к серьезным конфликтам среди каинитов. Потомки Антония и Борца хотели поровну разделить земли (и смертных) в том месте, где теперь строились хитты - и оказалось, что там уже обитали вампиры, о которых никто не подозревал.Эти каиниты прекратили скрываться и объявили эти земли своими доменами, а прибывающих людей - своим скотом. И хоть это были последователи Сета, договоренности между Антонием и Борцом запрещали их чайлдам изгонять коренное вампирское население. Потому они пришли к договоренности: потомки Антония и Борца признают права сетитов на домены вокруг Фустата, а сетиты не посягают на власть потомков Антония и Борца.

Мир продолжался до 661 г., когда в исламском халифате началась борьба за власть. Наместника в Египте посадили омейяды из Дамаска, а в Багдаде заявили о себе аббасиды - злобное племя, объявившее себя потомками Аббаса, дяди самого Пророка. Аббасиды утверждали, что им принадлежит все, что Амр (среди прочих) завоевал для Умара, второго халифа. И хотя притязания аббасидов сперва отвергли, Египту было суждено оказаться в их руках, причем менее чем через сто лет.

Египет ассамитский

Опираясь на шиитов и персов, недовольных властью арабов, аббасиды вскоре ослабили позиции омейядов, и разгорелось восстание. Последний омейядский халиф Марван сбежал в Египет в надежде править из провинции и накопить силы для ответного удара. Когда аббасиды во главе с жестоким генералом Салихом прибыли в Фустат в 750 г., Марван устроил в городе пожар, а сам сбежал на остров Рода и сжег за собой мост.

Последователи Сета, оплакивая разрушение своих доменов, потребовали от Антония, чтобы он выдал им виновника. Вентру не было дела до Марвана, но в целях сохранения мира между каинитами он согласился, и отрубленную голову Марвана пронесли по руинам Фустата, а затем отправили в Багдад.

Вскоре оставшихся омейядов пригласили ко двору нового халифа-аббасида, пообещав им помилование - сбежать удалось только одному, остальных перебили. Беглец скрылся в мусульманской Испании, надеясь на помощь тамошней независимой династии, а халиф Абуль-Аббас ас-Саффах («проливающий кровь»), став главой Исламского халифата, посадил в Египте наместника, приказав основать новую столицу вблизи руин Фустата. Новый город Аскар («военный лагерь») был построен на берегу Нила севернее первого арабского города.
Пришествие аббасидов к власти позволило нескольким ассамитам прибыть в Египет, и одного из них - знаменитого мудреца и воина-поэта Антару - стоит выделить отдельно. Он воспользовался строительством аббасидской столицы, чтобы основать там новую хитту для целей клана. Кроме того, он был выходцем из бедуинов доисламского периода, и потому ни потомки Антония, ни потомки Борца не считали его персом. И там, где к другим ассамитам относились с недовольством и презрением, Антару принимали как цивилизованного каинита - на фоне своих соклановцев-варваров он был меньшим из зол.

Антара использовал свое понимание этикета и репутацию мифического героя для того, чтобы избавиться от тех соклановцев, которые могли пошатнуть его власть в Аскаре - им пришлось покинуть город. Некоторые осели в других частях страны (прежде всего, в Александрии), но большинство вернулось в Аламут, и Антара остался единственным потомком Хакима в столице Египта.

Ахмед ибн Тулун

И хоть Антара был каинитом чести, о смертных правителях - аббасидах - этого сказать нельзя. Провинцию обложили непосильным налогом, население нищало и лишалось личных свобод. Аббасидам не было дела до распрей между мусульманами и коптами, и вспыхивающие эпизоды резни они использовали для того, чтобы еще сильнее ужесточить законы. Само собой, это не приводило ни к чему хорошему, и под властью аббасидов Исламский халифат превратился в раздробленную феодальную империю, где каждый феод платил безумную дань. Египет стал одним из таких феодов.

В 868 г. Египет был пожалован тюркскому воителю Баик-Бегу, который приказал своему приемному сыну Ахмеду разобраться в ситуации. Ахмед был сыном Тулуна, раба из Бухары, которого подарили халифу Мамуну в 815 г. Сын Тулуна получил отличное образование по стандартам своего времени, и его уважали за храбрость и верность халифу.

Прибыв в Египет, Ахмед ибн Тулун принялся консолидировать правительство и стабилизировать экономику, а также возвращать населению личные свободы и насаждать необходимую дисциплину. Наместнику были даны полномочия регулировать торговлю с востоком, и Ахмед ибн Тулун решил, что богатства Египта нужны самому Египту. Провинция отсылала все меньше и меньше дани в Багдад, а в 870 г. Ахмед объявил Египет суверенным государством в религиозном подчинении у халифата, таким образом став первым независимым правителем Египта со времен Клеопатры. Его поддержала огромная армия верных последователей, которых он собрал всего за два года.

Чтобы придать больше веса своему решению, Ахмед ибн Тулун основал новую столицу к северу от старой, назвав город Катай («крепость»). В городе было много дворцов и увеселительных заведений, а в центре стояла огромная мечеть имени Ахмеда. Ныне эта мечеть остается крупнейшим храмом Каира и единственным зданием, оставшимся от первоначального городка. Когда Ахмед ибн Тулун умер, его сын и наследник Хумаравейх решил взять в жены дочь халифа-аббасида, чтобы упрочить свою власть. Каиниты чувствовали, что Хумаравейх слаб, и принялись ждать...

Ахмедом ибн Тулуном не манипулировали, и он сам решил сделать Египет независимым, но это играло на руку сетитам. Они знали, что династия тулунидов обречена, и объединили усилия, чтобы сделать ныне отстроенный Фустат главной хиттой. В 905 г., после смерти Харуна, внука Ахмеда, пришла армия аббасидов, сравняла Катай с землей и сделала новой столицей Фустат! Последователи Сета ликовали.

Другие каиниты были в ужасе. Как такое могло случиться после всех этих переговоров с Антарой? Все это время каиниты признавали его главой основного квартала именно для того, чтобы ослабить сетитов, а теперь выяснилось, что он не справился. Сам Антара был в ярости, ведь войска халифа-аббасида исполняли волю Старца. Поведение Антары возмутило старейшин Аламута, поэтому они позволили сетитам провернуть задуманное. Завладеть Египтом для них было не так важно, как напомнить Антаре, что для детей Хакима верность прежде всего.

Однако Антаре было чуждо смирение. В ответ он натравил и каинитов, и людей против последователей Сета и их смертных союзников - и был в этом крайне успешен. На 30 лет в городе воцарилась анархия, тут и там вспыхивали восстания, и кровь лилась по улочкам хитт.
Наконец кто-то решил покончить с беспорядком и назначил нового наместника по имени Мухаммед ибн Тугадж, который также был тюркским воителем и бывшим рабом. Никто из каинитов не знал тогда, что Мухаммед - гуль самого Антония, внедренный в воинскую элиту аббасидов с некими далеко идущими целями.

Мухаммед ибн Тугаж объявил все конфликтующие города и хитты районами одного города, а Антоний на острове Рода огласил манифест, в котором объявил всех местных каинитов своими подданными, сохранив им при этом права на их домены и ограниченный суверенитет. За исключением последователей Сета все потомки Каина согласились с этим, ведь они устали от 30 лет беспорядков и отчаянно нуждались в том, кто их прекратит. Вскоре Антоний объявил себя султаном каинитов.

Город-триумфатор

Хотя в X в. городом правили потомки Мухаммеда ибн Тугажа, эта династия (ихшидиды) была слаба, а халифату аббасидов вскоре бросил вызов халиф из Северной Африки по имени Абу Тамим Маадд аль-Муизз Лидиниллах («возвеличивающий волю Аллаха»), объявивший себя потомком Фатимы, дочери Пророка.

5 августа 969 г. фатимидский военачальник Джаухар Сицилиец подошел к Каиру во главе громадного войска. Халиф-шиит передал в распоряжение Джаухара 100000 воинов, и генерал распорядился ими правильно - они заняли Александрию и беспрепятственно вышли к столице. У Египта и так не было большого войска, а недавно еще и случилась ужасная чума, так что защищать город было некому.

Вместе с армией фатимидов прибыл и североафриканский царь по имени Шариф аль-Лам из клана Ласомбра, который покинул родной Тунис и отправился в путь с минимальной свитой, ведомый мечтой о воссоединении мусульман. Под руководством Шарифа военачальник-завоеватель вскоре разработал план строительства новой столицы в честь халифа-шиита.

Планировалось, что город будет состоять из высоких дворцов, парадных площадей и закрытых садов (здесь китайцы подсмотрели идею для своего Запретного города в Пекине). Целью царя Шарифа было превращение Каира в центр исламской мудрости, а то и центр веры, где мусульмане смогут учиться и молиться в мире, не отвлекаясь на суету внешнего мира. Вскоре началось строительство, и был возведен первый в мире университет Аль-Азхар, а также множество дворцов, мечетей и бань.

Четыре года спустя, когда строительство было закончено, сам халиф переехал в новую столицу, оставив на родине наместника. Город получил название Кахира («триумфатор»), и так появился Каир.

Царь Шариф был рад видеть в стенах Кахиры всех вампиров-мусульман и стремился изгнать всех, кто омрачал предвкушаемое им торжество веры. Особенно он порицал последователей Сета, которые преследовали только свои желания и оскверняли Каир. Вскоре мечты царя Шарифа сбылись - сам Сулейман ибн Абдулла, мулла Аширры, принял приглашение и поселился в Каире как почетный гость.

Саладин

Ровно через 200 лет после пришествия фатимидов правителем Каира стал один из самых выдающихся деятелей средневековой истории. Юсуф ибн Айюб, известный на западе как Саладин («благочестие веры»), был курдом и быстро поднялся в рядах сирийской армии в Дамаске. В 1164 г. Саладина и его дядю Ширкуха отправили помочь фатимидам справиться с франками. Фатимиды к тому моменту уже платили франкам дань, а вскоре на Египет мог обрушиться еще один крестовый поход.

Король франков, хоть и добился поначалу успеха, стал одержим идеей первым захватить Египет. В 1168 г. он укрепился в своей решимости и повел войско на Фустат, чтобы захватить город и использовать его как плацдарм для штурма Каира. В отчаянии последний халиф-фатимид приказал сжечь Фустат, и сетитская хитта горела 54 дня и ночи. Выжившим обитателям пришлось переселиться на север, в сам Каир, под крыло ласомбр.
Это был гениальный ход Антары и его единоверца Шарифа. Их договор был предельно прост: Антара поможет уничтожить домен сетитов, а Шариф откроет врата Каира для народа. Кроме того, они договорились и впредь поддерживать друг друга.

К сожалению, они не учли амбиций Саладина. После смерти халифа-фатимида в 1171 г. он стал править Египтом и сразу же начал внедрять значительные изменения. Он приказал в ходе ежедневной молитвы славить суннитского халифа и заменил сложную бюрократию фатимидов уникальной феодальной системой, где его чиновники имели власть над всеми сельскохозяйственными угодьями. Затем он заставил франков-военнопленных построить новую крепость на отроге горной цепи Мукаттам - из этой цитадели он собирался править. Это возмутило Антония, ведь властители Каира по традиции правили из дворца на острове Рода, то есть в его домене. Переезд правящего класса в цитадель лишал Антония всякого потенциального влияния. Однако новый советник султана - каинит по имени Джубал, прибывший в Каир после того, как Саладин завоевал Нубию - порекомендовал не препятствовать этому, и мудрый султан послушался.

Важнее было то, что возведение цитадели означало появление новой хитты. В восточную часть города переселилось столько людей, что каиниты начали спорить, кому они теперь принадлежат. Конец этому спору был положен в 1193 г., когда Саладин скончался в Дамаске. Землю вокруг цитадели, которая была восточнее ассамитской хитты и южнее домена ласомбр, объявили своей мусульмане-носферату, которые достигли внушительной численности во время правления фатимидов, а после смерти Саладина решили заявить о себе. Под руководством их нового лидера - ибн Джафара Золотого, потомка Тарика - домен стал одним из наиболее населенных и влиятельных в Каире.

Восход мамлюков

После смерти великого Саладина его потомки - айюбиды - правили Левантом в течение всего лишь трех поколений. Последний султан-айюбид - Ас-Салих Наджм ад-Дин Айюб ибн Мухаммад - пленил своего брата в цитадели и отправился сражаться с крестоносцами в Сирии. Для укрепления своей армии султан купил в тюркоговорящих странах между Уральскими горами и Каспийским морем большое число солдат-кипчаков, которых называли мамлюками («белыми рабами»).

К 1247 г. мамлюки превратились в гордую воинскую касту Египта, а султану нужно было все больше солдат, чтобы сохранить свою власть над империей. К тому времени в Египет явился Людовик IX во главе седьмого крестового похода, султан заболел туберкулезом и лежал при смерти, его старший сын Туран-шах воевал в Ираке, а младший сын от второй жены был еще младенцем. Рядом с ним были лишь мамлюки.

Вторая жена султана - Шаджар ад-Дурр («жемчужное дерево») - сама была турецкой рабыней. После смерти мужа она проявила удивительную инициативу и доставила труп в лагерь мамлюков на острове Рода. Ей удалось выиграть время и убедить горожан в том, что султан по-прежнему жив, но болен и ждет возвращения сына. Кроме того, она сказала, что временным заместителем султана становится генералиссимус мамлюков.

Когда генералиссимус пал на поле боя, мамлюк по имени Бейбарс нанес контрудар, разбив французов и взяв их короля в плен в Мансуре. Тем временем Туран-шах вернулся в Каир и объявил себя султаном, однако вернувшийся Бейбарс казнил его и посадил на трон Шаджар ад-Дурр.

Багдадский халиф не признал женщину-султана, и она уступила трон своему возлюбленному Айбеку. Однако Айбек захотел жениться вновь, Шаджар ад-Дурр узнала об этом, убила его и была заточена в цитадели.

В качестве нового султана мамлюки избрали сына Айбека от другой женщины, и новый правитель подарил Шаджар ад-Дурр своей матери. Шаджар забили насмерть и нагишом вышвырнули через стену цитадели в ров. А всего через год монголы разрушили Багдад, и началась 260-летняя эпоха правления мамлюков в независимом Египте.

Князь рабов

Под властью мамлюков каиниты процветали. И хоть правители были жестоки и мелочны (лишь 10% смертей происходило по естественным причинам), люди также процветали, особенно в Каире. Каждый из 53 султанов-мамлюков, правивших в период с 1258 по 1517 г., пытался оставить свой след в облике города, будь то мечеть, медресе или какое-то еще здание важного значения. Результатом стал расцвет города, сравнимый с таковым разве что в начале правления фатимидов.

Где-то в 1365 г. на остров Рода явился гость, чтобы представиться султану Антонию. Он назвался Мухтар-беем и не сообщил ни о своем происхождении, ни о своей генеалогии. Когда стража султана попыталась выставить наглеца, он с легкостью перебил воинов и повторно испросил разрешения поселиться в городе-триумфаторе. Султану этот мамлюк показался интересным, и он выделил каитиффу место в своей хитте на островах Нила, а также приказал взять на себя обязанности тех стражей, которых тот убил. Так Мухтар-бей стал правой рукой Мальчика-царя и в течение последующих 40 лет набирал влияние.

До 1382 г. Египтом с острова Рода правила мамлюкская династия бахритов. Однако, когда султаном стал Баркук, трон перенесли в цитадель и править стала династия черкесов-мамлюков (бурджитов). Это был осторожный маневр султана Антония, который все больше времени уделял собственным планам, не принимал гостей, общался только с каитиффом и даже стал игнорировать своего старого визиря Джубала. И хотя сетиты не получили официального домена в Каире, бездействие султана было воспринято как приглашение, и змеи ринулись в город.

В первые столетия своего правления Антоний смог присмирить местных люпинов, вручая особые награды тем, кто принесет ему доказательства убийства оборотней. Однако к началу XV в. султан и сам давно ничего не предпринимал, и вольных охотников не поощрял, поэтому численность люпинов стала возрастать. Чувствуя слабость вампиров, люпины подняли голову, прощупали вампирские возможности и, наконец, в 1406 г. уничтожили убежище Антония и убили его самого.

Смерть султана погрузила Каир в пучину хаоса. Вампиры так привыкли к власти Мальчика-царя, что не представляли, что делать без него. Несколько каинитов-прагматиков, включая нескольких оставшихся чайлдов Антония, пришли к Мухтар-бею и вместе попросили его стать наследником Мальчика-царя. Хоть он и был каитиффом, но лучше всех знал о том, как Антоний правил своим доменом. Сетиты стремительно набирали силу, и Аширра хотела видеть на троне союзника-мусульманина, хоть бы и каитиффа.

Мухтар-бей стал новым султаном и восстановил разрушенную усадьбу. Чтобы почтить память погибшего господина, он даровал его потомкам бессрочное право иметь хитту на внешней границе города - чем больше становился Каир, тем сильнее была слава Антония.
Новый султан немедленно столкнулся с трудностями. Мало того, что нужно было решать проблемы, создаваемые смертными, так еще и начался один из наиболее значимых периодов в истории каинитов. Молодые вампиры-мятежники из Европы принялись сбиваться в стаи и нападать на своих сиров, совершая диаблери. И когда они пришли в Египет, это имело кошмарные последствия для клана Ласомбра.

Хотя большинство каинитов Ближнего Востока почитали своих предков - их обучали приличиям явно лучше, чем сородичей на западе - клан Ласомбра оказался своего рода исключением. Клан теней придерживался собственных правил касательно отношений сира и чайлда, и вскоре самого царя Шарифа захлестнул кровавый прилив Восстания анархов.
Стая неонатов, ведомая Мунтером аль-Асвадом, потомком Шарифа, вломилась в дворец старого ласомбры. Шариф храбро сражался и смог оторвать головы всем, кроме своего чайлда, но тот нанес последний удар.

Смерть царя Шарифа положила конец процветанию каинитов-мусульман в Каире. Сулейман ибн Абдулла, мулла Аширры, произнес речь о том, что «Каир утратил свою славу», и незаметно покинул город.

Ночь длинных ножей

Мало что известно о той ночи, когда пал султан Антоний, но кое-какую картину составить можно.

В одну из теплых ночей 1406 г., незадолго до полуночи воинство люпинов незаметно проникло во владения султана на острове Рода, а затем раздался взрыв и пламя взметнулось в небеса. Трое чайлдов Антония и все гули на острове бросились на помощь своему господину и сцепились с люпинами посреди развалин усадьбы. Хоть многие из смертных воинов султана не дожили до утра, они сражались храбро и не без результата. Нескольких люпинов удалось сразить огнем и мечом, другие задохнулись в дыму - говорят, что живым ушел лишь один.

Никто не знает, чья именно рука нанесла удар, но, когда дым рассеялся, султан Каира был мертв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий