понедельник, 6 апреля 2020 г.

Cairo by Night. Глава 1. Грехи отцов (история Каира), стр. 26-32

То было время могущественных смертных, и великие создатели четвертой династии были воплощением могущества. Сохранившиеся письменные источники говорят, что цари получили неслыханную власть, и народ поклонялся им как богам. И этот народ обладал не только верностью своему царю-богу, но и передовыми навыками в придумывании механизмов, создании предметов искусства и строительстве. В 2613 г. до н. э. новый фараон Снофру основал четвертую династию и приказал построить еще две пирамиды большего размера. И хотя именно ему мир обязан первой геометрически верной пирамидой - розовой пирамидой Дахшура - всего через поколение Снофру превзошел его наследник и сын Хеопс.



Хеопса любили меньше, но он добился верности, пообещав знатным семействам и верховным чинам роскошные гробницы на кладбище рядом со своей пирамидой в Гизе. Все помнят его безжалостное отношение к рабам, ведь строительство великой пирамиды требовало огромного количества рабочей силы. Появление огромного числа бараков для строителей, так отличающихся от просторных домов богачей, придало убедительности словам фараона и, само собой, подчеркнуло неравенство между социальными кастами. Его сын и наследник Хафра воздвиг рядом с отцовской пирамидой свою, почти такую же большую. Но все помнят Хафру за распоряжение высечь из камня сфинкса, который согласно легенде имел лицо самого фараона. Правление и Хеопса, и Хафры ознаменовалось возведением неповторимых построек, так что нет ничего удивительного в том, что их обоих помнят как крайне противоречивых царей.
Микерин, занявший трон после Хафры, со слов Геродота освободил народ от трудовой повинности по строительству пирамид. Он вновь открыл храмы и возобновил ритуальные жертвоприношения, до которых не было дела его прагматичным предшественникам. Смерть единственной дочери фараона стала переломным моментом и в его правлении, и в его жизни. Возможно, это было делом рук сетитов, которые захотели вернуться в Египет. Царь Микерин горевал по дочери, государство ослабло, народ рыдал от отчаяния, но фараон их не слышал: его больше интересовало создание мавзолея для своей утраты, чем потребности людей и безопасность владений. Его советники и жрецы передрались между собой, и Египет был охвачен хаосом.
В период смуты в Файюме возникло могущественное семейство, возглавляемое сетитом по имени Ахтой (прим. перев.: в российской египтологии более известен как Хети). В годы девятой и десятой династий оно стало править центральной частью Египта, превратив Гераклеополь в еще одну цитадель сетитов. Ахтой, который среди последователей Сета был кем-то вроде вероотступника, был известен своей безграничной жестокостью в отношении смертных. Легенды говорят, что он принес столько зла народу Египта, что вскоре сошел с ума и был сожран крокодилом. Однако он оставил после себя семейство в Гераклеополе, наследники которого продолжили дело Ахтоя: разделять и властвовать над городами-государствами (прим. перев.: речь о первом переходном периоде, когда власть фараонов была номинальной, в Египте царила политическая анархия, а правили по сути градоначальники - номархи).
Фивы были не только самым могущественным из городов-государств, но и наиболее непокорным в отношении власти Ахтоя и его потомков. Фивы и Гераклеополь пытались сосуществовать - вероятно, на этом настаивали старейшие и мудрейшие сетиты обоих городов - но мир между ними не продлился долго. Конфликт между этими сторонами вылился в кровавое сражение между фиванцами и войсками царя Неферкары, и это была первая вошедшая в историю крупномасштабная распря сетитов. И хоть Неферкара одержал верх, победителем он оставался недолго. В 2133 г. до н. э. фиванцы подняли восстание и провозгласили независимость, положив конец девятой династии. Царем Фив стал Ментухотеп I, и двое городов-государств вернулись к войне. Гераклеополь после смерти царя Мерикары в 2040 г. до н. э. ослаб, и Фивы ухватились за эту возможность. Ментухотеп (прим. перев.: речь уже о другом Ментухотепе - Ментухотепе II) захватил Гераклеополь, вновь вернув власть над всем Египтом фиванским сетитам и уничтожив наследие Ахтоя. Иронично, что кровавого Ментухотепа помнят как того, кто второй раз в истории Египта объединил север и юг. Его покровители-сетиты в награду разрешили ему создать свое царство - так называемое Среднее царство.
Ментухотеп II принялся активно строить заупокойные храмы по всему Верхнему Египту, организовывая походы в Нубию, Ливию, Сирию и Синай за материалами и людьми. Он гордился тем, что ододел «девять племен с луками» - традиционных врагов Египта: разбил жителей восточных земель, покарал жителей холмов, отправил войска в пустыню и поработил нубийцев и ливийцев. В Египте установился порядок, вновь началась централизация, и фиванские сетиты получили влияние на правящий аппарат. Ментухотеп III, занявший трон в 2009 г. до н. э., отправил экспедиционный корпус из 3000 человек из Копта на восток к Красному морю, чтобы возобновить торговлю с Пунтом. Через 12 лет власть ненадолго получил Ментухотеп IV, визирь которого отправился с еще одним походом к Красному морю, потому что во сне ему так повелели боги. Там визирь нашел каменный блок для саркофага, и на этом камне газель родила детеныша - это совпадение было сочтено чудом. Вернувшись из путешествия с камнем и рассказом о нем, этот визирь - Аменемхет - навсегда изменил историю Египта, став следующим царем и завершив эпоху междоусобицы.

О песчаных змеях

Возможно, именно вражда между Ахтоем и его соперниками в Фивах положила начало тем порядкам, которые сохранились в Египте даже в нынешние ночи - города разрознены, и в них правят отдельные «династии» сетитов. Я давно не был в Александрии и Асуане, но слышал, что тамошние сетиты ведут себя именно так, и никто из них не относится дружелюбно к сетитам Каира.

Пророчество Ноферреху

Конец этой эпохи был предсказан Ноферреху - провидицей при дворе Снофру (прим. перев.: в реальной истории это был Неферти - мужчина, жрец Исиды, звездочет и мудрец). Она изрекла, что после раздора и гражданской войны придет тайный спаситель, который вновь объединит Египет. Фараон слушал ее недоверчиво, но с радостью, и пророчество было тщательно записано.
Придут азиаты в своей силе и ожесточат сердца тех, кто будет на жатве, отняв упряжки с пахоты. Страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе. Солнце закроется и не будет сиять, чтобы смотрели люди. Река Нил станет сушей Египта. Южные ветры будут отвращать северные. Не будет неба с одним ветром. Родится чужая птица в топях Нижнего Египта, после того как он превратится в болото по соседству с горожанами. Приблизят ее люди из-за недостатка в пище. Тогда погибнет то добро рыбных прудов, которые были полны подлежащим потрошению, переполнены рыбой и птицей. Все добро исчезнет. Будет повергнута страна в несчастье из-за пищи. Азиаты-кочевники спустятся в Египет. Дикие звери будут пить из потока Египта. Они будут беспрепятственно прохлаждаться на берегах.
То, что не происходило, произойдет. Люди схватят боевое оружие, и будет страна жить в мятеже. Будут делать стрелы из меди. Будут нуждаться в хлебе, находясь в крови, будут насмехаться над страданием. Не будут оплакивать умерших. Не будут спать, голодные из-за смерти, так как человек будет беспокоиться лишь о себе. Будет жить человек, пока он будет сгибать свою спину. Один будет убивать другого. Увидит человек в сыне своем врага, в брате своем противника. Человек будет убивать своего отца. Все добро исчезнет, так что погибнет страна. Будут отнимать от человека его вещи и отдавать тому, кто на улице. Будут ненавидеть горожан, чтобы заставить их замолчать. Если же кто-то не захочет молчать, на него укажет рука, и раздастся приказ: «Убить его».
Будет страна мала, а ее руководители многочисленны; она будет опустошена, хотя ее доходы велики. Зерна будет мало, а мера велика, и будут его отмерять с излишком. Страна заболеет, все перевернется, слабый обретет силу, нищий станет господином. Люди поселятся в городе мертвых, бедняки обретут богатство и станут поедать священный хлеб. Не будет больше Гелиополис местом пребывания богов.
И придет царь-южанин, Амени Правогласный. Он примет белую корону и возложит красную корону. Замыслившие мятеж бросят свои речи из страха перед ним. Азиаты падут от ужаса перед ним, ливийцы падут перед его пламенем. Змеи и законоотступники покинут нашу зеленую процветающую страну.
Грядет справедливый суд.
(прим. перев.: за основу взят перевод Н.С. Петровского под ред. Олейниковой Е.)

О пророчестве и папирусе

Я наткнулся на этот фрагмент совсем недавно (думаю, вы понимаете, что источник я не раскрою) и был изумлен не только изложенной там историей, но и тем, что не знал о ней раньше. Эта находка стала одной из главных причин, по которым я решил написать эту книгу, а мое дальнейшее озарение потребовало, чтобы я внес содержимое папируса сюда.
Я предлагаю каждому читателю самому увидеть и истолковать отдельные истины (о чужой птице, о зеленой процветающей стране и т. д.) и не буду обсуждать их здесь. Надеюсь, что потомки увидят в этом папирусе то, чем он несомненно является.

О «боге» Амоне

Скорее всего, внезапный рост числа верующих в Амона связан с Лигой Осириса. Активное распространение веры в Осириса и Гора могло отрицательно сказаться на революционных устремлениях людей, а вот основание культа нового бога, противостоящего Сету, служило нужной цели. То, что он был «тайным богом», говорит о том, что это был бог обездоленных - тех, кто желал сместить власть, которая надолго оставила их ни с чем.

Тайный спаситель

Восхождение Аменемхета воспринималось как исполнение пророчества Ноферреху. Как можно догадаться из его имени, этот царь поощрял поклонение Амону - «тайному богу» - и эта религия в итоге распространилась по всему Египту. Возможно, слово «аминь» пошло как раз от имени Амона. После того как Аменемхет захватил власть, он уже не скрывал, чего хочет и кому служит. Он вновь перенес столицу в Мемфис (прим. перев.: в реальной истории Аменемхет дистанцировался от обоих ранее установленных центров власти, не желая возвысить ни одного из них перед другими, поэтому перенес столицу из Фив во вновь основанный город Иттауи), границы номов были строго определены, а номархи получили прежние права и привилегии. Все, что делал новый царь, было придумано Лигой Осириса, чтобы подготовить народ к неминуемой войне с сетитами Верхнего Египта.
За 30 лет правления (20 как фараон и 10 как соправитель рука об руку с сыном) Аменемхет не знал покоя. Посланники Сета нападали на царя и явно, и исподтишка, и каждую ночь Аменемхету и его государству грозила опасность. С годами его сын Сенусерт стал брать на себя все больше царских обязанностей, и, когда вновь пришло время воевать (в этот раз - с ливийцами), Сенусерт умело руководил войсками отца. И когда он ушел на войну, Сет нанес удар.
Война с ливийцами была лишь уловкой, призванной разделить силы Аменемхета. В отсутствие сына и большинства солдат фараон-спаситель был уязвим и должен был умолкнуть навсегда. Поздней ночью несколько евнухов (сетитских гулей) прокрались в царские покои, чтобы убить спящего Аменемхета. Он не спал, но был уже стар и не смог противостоять убийцам. Но непредсказуемая судьба распорядилась так, что убийство фараона ничего не изменило - стареющий Аменемхет уже передал все свои полномочия сыну, который, несмотря на происки сетитов, вскоре вернулся из Ливии с победой.

Хотя в ту судьбоносную ночь к Аменемхету действительно пришли убийцы, его смерть овеяна мифами. Если верить одной из версий, Аменемхет встретил своих убийц с мечом в руке, ведь в юности он был умелым воином. Но в ту секунду, когда он нанес удар в голову первого из вошедших, царя сразил сердечный приступ, убив его мгновенно и безболезненно. И хоть разъяренные убийцы изрубили мертвое тело, удовлетворения они не получили. В некоторых версиях этой истории говорится о том, что дух спасителя оставался рядом с телом достаточно долго, чтобы увидеть неизбежное пленение и казнь убийц, прежде чем навеки отбыть в Дуат.

В 1878 г. до н. э. царем стал Сенусерт III, который сумел централизовать власть над Нижним, Средним и Верхним Египтом, создав орган из трех чиновников, подчиняющийся визирю. Власть знати ослабла, появился и набирал силы средний класс, социальное расслоение стало не таким выраженным. Испытывая беспокойство по поводу растущих сетитских войск «презренного Куша», фараон распорядился выкопать канал через первый порог Нила, чтобы там можно было провести военные корабли. Он сокрушил нубийцев, разрушив их поселения, уведя в плен их женщин, отравив их колодцы и разорив их поля. И хотя все больше азиатов переселялось в Египет, нехси (нубийским неграм, которых фараон склонен был считать пешками сетитов) после войны было запрещено торговать и искать работу.
В течение 45-летнего правления Аменемхета III продолжились ирригационно-дренажные работы на территории Меридова озера близ Файюма. За этот долгий период процветания в Египет прибыло еще больше иммигрантов, которые принялись формировать нужную нишу египетской социальной инфраструктуры. Его преемник Аменемхет IV правил скромно и всего девять коротких лет. Следующим царем стала Нефрусебек - своевольная дама, окружившая себя советниками из речных народов. В истории Египта уже была женщина-правитель, и Нефрусебек, как и ее предшественница, стала последней в династии. Закат Среднего царства в 1786 г. до н. э. стал и закатом Лиги Осириса. Следующая династия правителей привлекла еще больше азиатов-иммигрантов, и ни к чему хорошему это не привело.

Загадка сфинкса

Из всех секретов этой страны сфинкс - наиболее очевидный и наиболее скрытый. Некоторые из моих коллег часто говорили о том, что сфинкс смотрит совсем не в ту сторону, куда бы ему следовало, если исходить из его предполагаемой роли. Многие считают, что сейчас сфинкс носит совсем не то лицо, что было у него изначально. Теорий множество, и они варьируют от солидных научных предположений до заявлений о том, что правая лапа статуи - это кабина межзвездного корабля, но ясности о страже пирамид Гизы это не дает никакой. Все эти годы загадка сфинкса - тайна самой статуи - остается одной из главных загадок Египта.

Цари-пастухи

Тем временем в восточной части дельты Нила росло число кочевников-азиатов, и Сет планировал использовать их как армию, чтобы вернуть себе Египет. Под его руководством эти мирные люди взяли в руки оружие и ощутили жажду завоевания. Они захватили город Аварис, сделав его столицей того, что стало пятнадцатой династией - так называемыми гиксосами (что в переводе означает «цари-пастухи»). Они верили в Сета как в бога и встретили подозрительно слабое сопротивение сильнейшего на тот момент культа в Аварисе - культа Баала.
В 1674 г. до н. э. лидер гиксосов, поклонявшийся Сету и взявший себе имя Апеп, привел свое войско в Нижний Египет. У сетитов были блестящие стратеги, и армия кочевников с малыми потерями осадила и взяла Мемфис. Остатки Лиги Осириса после падения столицы рассеялись как пыль по известняку, а Апеп немедленно учредил в городе культ Сета и приказал казнить всех, кто был верен Гору.
Под правлением гиксосов Египет превратился в зону военных действий. Даже те, кто не хранил верность Лиге Осириса, страдали от иностранной оккупации. Сторонники Осириса подбивали народ на восстания, некоторые из них отправились на север и на юг, чтобы поддержать правителей мелких городов-государств по всему Египту. Они нашли человека по имени Секененра, который правил в Фивах как царь семнадцатой династии. Он так досаждал Апепу, что разгорелась холодная война, завершившаяся убийством Секененры. Эта победа для Сета была пирровой, ведь уже никто не смог бы сдержать восстание.
Точку в изгнании гиксосов поставил воитель Яхмос - младший брат великого египетского воина Камоса. После тщательного планирования и сбора денег он повел свою армию из новобранцев на Аварис и разорил его. За эту победу его чтут как основателя восемнадцатой династии и Нового царства. Его солдаты получили золото и землю, а рабы сетитов стали их рабами. С точки зрения исторической перспективы все меры, предпринятые героем войны Яхмосом, превратили древний Египет в первое в мире государство под властью военной аристократии. Его советники, почитавшие Осириса, не хотели останавливаться на изгнании гиксосов и надоумили Яхмоса вторгнуться в Верхний Египет. Прислужники Сета по-прежнему представляли силу (независимо от того, кто носил корону), и советники царя решили бить их, пока есть возможность. Яхмос бил гиксосов по всему Верхнему Египту и изгнал их в Куш, который чуть позже взял.

Свернувшаяся змея

Когда гиксосы потерпели поражение, Сет, казалось, нащупал ключ к успеху. Женщины в семье Яхмоса всегда имели влияние при дворе, включая Нефертари - сестру фараона, которая стала его женой. Видя, как Яхмос рушит их мечту объединить Египет под знаменем Сета, сетиты решили подчинить себе сестру царя. Манипулируя знатью, они смогли учредить при дворе должность «супруги бога Амона», что ознаменовало начало обожествления цариц, которых стали почитать так же, как царей. Так Сет надеялся подчинить себе тех, кто веками мешал его планам - самих фараонов. Плодом его усилий стало воцарение Аменхотепа I - египетского иконоборца, который прекратил строить пирамиды и был первым, кто отделил храмы от гробниц.
План сетитов сработал (хотя, возможно, совсем не по тем причинам, какие видели они), и Нижний Египет начал вновь покоряться им. Превосходство сетитов держалось на воинственных генералах, величайшим из которых был Тутмос I. Женившись на наследнице престола, Тутмос расширил границы империи до реки Евфрат. Он пошел войной на митаннийцев и нубийцев, постоянно выискивая сторонников Осириса. Возвращаясь в Фивы, он подвесил труп нубийского вождя, верного Осирису, на носу корабля вниз головой - и труп висел так несколько месяцев, пока чинили канал. Тутмос сделал это в назидание непокорным, и был он жесток и безжалостен, так что подобных назиданий было немало. Несмотря на сохранившуюся воинственность все жители Нижнего Египта склонились перед Тутмосом.
Его наследник Тутмос II был так же жесток, но таинственным образом умер в 1504 г. до н. э., просидев на троне всего восемь лет. Его жена и сводная сестра Хатшепсут стала править вместе с Тутмосом III - его сыном от другой женщины. Так как мальчик был еще совсем мал, его тетя и мачеха Хатшепсут была при нем регентом в течение 22 лет. Жрец Амона признал ее фараоном, чем поразил всех - раньше царицы не могли позволить себе такой титул. Подданные любили ее, а несколько успешных походов, организованных Хатшепсут, принесли Египту процветание. После смерти царицы на трон воссел Тутмос III, который, как и все его предшественники, немедленно принялся наращивать мощь и расширять границы Египта. Однако, в отличие от предыдущих фараонов, он сконцентрировался на решении экономических и внешнеполитических вопросов (например, присоединив Газу и другие территории) и не принес Сету больших побед в его древней войне с Лигой Осириса.

Нарочно не придумаешь

Хоть и верно то, что правление Аменхотепа дало его сетитским покровителям возможность отомстить, история дает возможность взглянуть на это под необычным углом. Если бы не его попытки уничтожить то, что принесла Лига Осириса, у нас бы не было прекрасных памятников археологии в Долине царей, где погребали правителей Нового царства.

О значении царицы Хатшепсут

Хотя Тутмос III правил так же плохо, как и его предшественник, он положил конец владычеству Сета над Египтом. Вампирского влияния в этом нет - Лига Осириса так и не оправилась от урона, который ей нанес отец Тутмоса. Сетиты просто ушли со сцены на следующие девять столетий до завоевания Персией. Такое ощущение, что после правления царицы Хатшепсут все стороны решили объявить перемирие.

Город солнца

В VI в. до н. э. был разрушен древнейший центр религиозной и научной мысли в Египте. Как место поклонения Гелиополь («город солнца») не знал равных. Именно там находились священный камень бенбен и древний храм Ра. Именно там изобрели письменность. Именно Гелиополь в Библии назван городом Он, где Иосиф женился на дочери верховного жреца Потифара, а младенец Иисус плакал в его развалинах, пока его мать стирала одежду в расписанном иероглифами корыте.
Гелиополь не знал равных и как место познания. Именно здесь объединились математика и астрономия, подарив нам год из 365 дней и сутки из 24 часов. Именно здесь обучались величайшие греческие мыслители. Легенды говорят, что здесь обитал потомок Каина, который приглашал в город философов и жрецов до той самой ночи, когда Гелиополь был разрушен. Имя его по-прежнему неизвестно, поэтому мы называем его Борцом.
Борец пришел издалека, чтобы стать одним из ученых отшельников в городе солнца, а стал одним из первых вампиров, внесших своей вклад в становление современного Каира. Неизвестно, как долго Борец пребывал в Гелиополе, но он точно был в городе, когда его сокрушил царь Персии.

Сторонник солнца

«Первый» каирский вампир остается загадкой даже для его потомков. Историки единогласно говорят, что он был родом из одного из городов на побережье Средиземного моря, но непонятно, из какого именно: из Аргоса или Галикарнаса (второе более вероятно). Наиболее популярная теория гласит, что когда Шестиградье - союз шести дорийских городов - исключило Галикарнас из своего состава за нарушение храмового этикета (тем самым став Пятиградьем), тогда Борец покинул город и переплыл море в поисках своей судьбы.
Будучи смертным, Борец активно интересовался смертью и посмертием - говорят, что он сам искал становления. Было это где-то в XIII в. до н. э. Он жаждал не просто знаний, а понимания того, что узнал, и именно к пониманию стремился. Неизвестный вампир вавилонского происхождения (если верить легендам) увидел эту жажду и стремление и любезно пригласил Борца в бесконечную ночь.
Вскоре Борец возжелал отправиться в город солнца, которого избегали все местные немертвые. Сир твердил, что проклятым более не дозволено стоять в свете Всевышнего, но Борец отказался признать это. Пути двоих немертвых разошлись, и сир вернулся в Вавилон, предоставив своему неспокойному чайлду возможность самому искать истинный смысл существования каинитов.
Если кого-то в Гелиополе и можно было назвать спасителем, то это был именно Борец-вампир. Он не жалел сил и времени, и с его поддержкой поселение вокруг храма Ра вскоре выросло и превратилось в роскошный город. Борец стремился, чтобы жрецы не ограничивались верой, а мыслили свободно - как и святой Фома Аквинский и прочие поздние мыслители, Борец верил в то, что возможно познание мира под защитой религии. Глубокая искренняя вера была необходима для того, чтобы сподвигнуть людей на научные открытия, и Борец поощрял интерес жрецов и к религии, и к науке. В конце концов, его собственное проклятое существование было подтверждением того, во что он верил.
За тысячу лет Борец добился того, что Гелиополь ослепительно воссиял светом мудрости и истины. Но он и сам наверняка понимал, что рано или поздно само время возьмет свое и сотрет город солнца с лица земли.

Завоевание персами

Под властью Кира и его сына Камбиса империя персов разрослась и покорила Вавилон и прочие ключевые восточные земли. Камбис планировал в течение трех лет вторгнуться в богатые земли на западе и потому подгребал под себя все ресурсы, включая даже египетские. Одним из наиболее выдающихся военачальников фараона был грек по имени Фанет, и Камбис, усвоивший трюки своего отца, сумел подкупить его. Бесчестный грек вместе со своей армией перешел на сторону Персии.
Затем коварный царь Персии нейтрализовал египетский флот, сыграв на религиозности египтян. Флотом руководил Уджагорреснет, который был еще и верховным жрецом богини Нейт. Камбис обещал богатые подношения главному храму Нейт в обмен на невмешательство флота, когда начнется вторжение. Уджагорреснет согласился, и оставалось лишь правильно выбрать время для удара.
Время настало, когда умер возлюбленный всеми фараон Амасис, оставив трон своему глупому сыну Псамметиху. В отличие от отца Псамметих был слаб и не пользовался уважением собственных жрецов, и в 525 г. до н. э. персидская армия вошла в Египет, практически не встречая сопротивления. Вторжением руководил бывший египетский военачальник, а египетский флот не покинул своих гаваней в Красном море, так что завоевание заняло всего несколько недель.
Несмотря на неумение Псамметиха вести войну, народ Египта сопротивлялся вражеской оккупации. Восставшие крестьяне добивались успеха там, где терпела поражение недообученная армия фараона. Камбис нанес ответный удар, поставив Мемфис на колени и разорив еще несколько городов вдоль Нила. Он заколол жертвенного быка Аписа в храме Пта, провозгласив Мемфис просто столицей одной из провинций Персидской империи. Когда же выяснилось, что эти меры не возымели должного результата, он нанес удар в самое сердце Египта, чтобы показать непокорным, что с ними будет.
Хотя жрецы и ученые Гелиополя почти никак не были связаны с крестьянским восстанием, сам город был символом величия Египта - и этот символ Камбис решил уничтожить. Его войска вошли в город и сравняли древний храм солнца с землей. Борец, могучий покровитель Гелиополя, безмолвно и неподвижно смотрел на то, как сражаются люди и горят дома. Когда погасли огни и от древнейшего центра познания ничего не осталось, он наконец сдвинулся с места... и покинул развалины Гелиополя, чтобы начать все с нуля.

Змея в траве

Несколько десятилетий назад мне довелось услышать одну историю о фараоне Псамметихе - мол, его глупость была именно тем, что от него требовали сетиты, которым были на руку пришествие персов и воцарение Камбиса. И хоть вероятность того, что сетиты имели влияние на фараона Псамметиха, крайне мала (в силу различных причин), ходят слухи, что он за свою глупость был награжден проклятием Каина.
Я в это не верю, поскольку не понимаю, как сетиты могут быть столь неразборчивы в становлении, попутно оскорбляя всех уважающих себя каинитов. Однако несколько лет спустя я повстречал вампира (не сетита), который заявил, что знает Псамметиха лично. Он подтвердил время и обстоятельства его становления, но не клановую принадлежность Псамметиха. Если это действительно тот самый Псамметих, то я попросту не понимаю, как такой каинит смог просуществовать так долго.

Комментариев нет:

Отправить комментарий